Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Подписаться на нашу рассылку

 
 

Тематическая подборка: Обучаем ребенка чтению

Опубликовано 21.08.2020

В каком возрасте обучать ребенка чтению?

Этим вопросом задавался едва ли не каждый родитель. Одни убеждены, что не ранее 5 лет, другие опускают планку до 3—4 лет, третьи возлагают надежды на подготовительную группу детского сада, четвертые полагают, что с этим прекрасно справятся школьные учителя.

Специалисты дошкольного образования тоже являются родителями и озабочены не меньше.

Результаты их раздумий выливаются в многочисленные методики, рассчитанные на конкретный возраст ребенка. Для одних детей такие методики действительно являются полезными, у других вырабатывают стойкое неприятие и даже страх перед буквами.

В чем же причина? Прежде всего, в индивидуальности каждого ребенка и его "маленьких потребностях", которые удовлетворяют его любопытство или доставляют иные позитивные эмоции. 

Тематическая подборка

Обучаем ребенка чтению

 

Одного ребенка увлекают подвижные игры, другой нетороплив и созерцателен, один тянется к компьютеру, едва научившись ходить, другой ждет чтения очередной сказки на ночь.

Постарайтесь уделять ребенку как можно больше времени. Играйте в совместные игры, ходите на прогулку, катайтесь на каруселях, интересуйтесь его друзьями. Тогда легче будет понять, чем он живет, что его радует, а что повергает в уныние. И вы наверняка сможете ответить на вопрос — пришло время знакомиться с буквами или стоит подождать.

Конечно, на некоторые моменты в развитии стоит обратить внимание:

  • умеет ли ребенок строить предложения, правильно выговаривать буквы, понимает ли значение сказанного;
  • насколько развит фонематический слух (легко произносит и различает звуки или не выговаривает, например сонорные или шипящие);
  • как ориентируется в пространстве (не путает лево-право, верх-низ).

Даже если не все так гладко с произношением, это не повод переносить обучение чтению на более поздний срок, тем более, если малыш не просто рассматривает картинки в книжке, а просит что-нибудь ему почитать — иначе говоря «тянется к букве».

Научить ребенка читать без специальной методики довольно проблематично. На сегодняшний день выбор довольно широк: методические пособия, игровые комплекты, обучающие карточки. Издательство «Творческий Центр Сфера» представляет несколько методик.

 

Методика Глена Домана

Основывается на автоматическом освоении ребенком целых слов. Для этого используются специальные карточки со словами и предложениями.

В течение нескольких секунд родители показывают ребенку карточки и называют их значение. Занятия проводятся ежедневно по 5—10 минут.

Обучение можно начинать с самого раннего возраста, при этом занятия организуются в домашних условиях, а дидактический материал легко изготовить самостоятельно.

Чтобы лучше ознакомиться с этой методикой, можно порекомендовать пособие И.В.Мальцевой  «Чтение по Доману, или Новое качество жизни ребенка раннего возраста», выпущенное в серии «От рождения до трех» издательством «ТЦ Сфера».

В пособии дается подробная технология формирования и развития языковых способностей детей раннего возраста, корректирующая речевое и интеллектуальное развитие.

Это как бы переосмысление методики Домана применительно к нашей ментальности.

Автор показывает, как адаптировать методику Домана к домашним условиям, используя разносторонние подходы в зависимости от индивидуальности малыша, — от приобретения доверия собственного ребенка до самого процесса.

Пособие знакомит с дидактическими и речевыми, сенсорными и активными играми, рассказывает, как самостоятельно изготовить карточки для занятий, как непосредственно работать с ними, чтобы ребенку было комфортно воспринимать новую информацию.

В приложении к пособию представлены дополнительные материалы для более эффективной работы с методикой Домана. Помимо этого, пособие поможет родителям преодолеть некоторые психологические проблемы в общении с ребенком, ответить на многочисленные вопросы: «Как поступить, если ребенок…».

Возможно, книга будет полезна не только в организации занятий с ребенком, но и родителям, желающим разобраться в себе и своем ребенке.

 

Методика Марии Монтессори

Методика изначально рассчитана на детей от 3-х лет и предоставляет ребенку самостоятельно определять, что ему нужно для обучения.

Родитель выступает в роли наблюдателя, в лучшем случае — советчика. Малыш сам выбирает, с какими материалами ему контактировать, не привязан к месту, предметам и действиям.

Занятия проходят непрерывно в течение 2 - 3 часов. На занятиях развивается мелкая моторика, вырабатывается ответственность ребенка за собственный выбор.

Как можно заниматься по системе Монтессори?

Можно порекомендовать книги из серии «Я читаю сам», подготовленных Монтессори-педагогом. Достоинство их в том, что ребенок прочтет их сам и перескажет прочитанный сюжет. Каждая книжка в этой серии — приятный сюрприз для ребенка, ведь ему предоставляется полная свобода в трактовке рисунков. Как правило, это раскрывает хоть и небогатый, но все же жизненный опыт ребенка. Он сможет выговориться, вставить в пересказ даже самые сокровенные мысли. Главное, не перебивать его, и он будет вам благодарен.

С этими книгами ребенок может познакомиться уже в самом раннем возрасте. Это будут его первые иллюстрированные издания. И он станет не только читателем, но и первым их автором, ведь каждому персонажу он придумает свою историю. И с каждым пересказом она будет дополняться новыми подробностями.

Ребенок сможет самостоятельно прочитать и пересказать следующие истории: «Рома и кролик», «Алеша и еж», «Мак и жук», «Кот и еж», «Семья Мурки». Если правильно подходить к занятиям, то ребенок в будущем если и не пристрастится к чтению, то будет относиться к нему с надлежащей серьезностью и интересом.

 

Буквенно-слоговой метод (фонетический)

Вначале изучаются буквы, отрабатывается их произношение, затем осваиваются слоги и, наконец, целые слова. Этот метод хоть и является традиционным, но по-прежнему остается самым востребованным.

Если ребенок не посещает детский сад, то в 5 лет можно заниматься с ним самостоятельно.  Опять же, с оглядкой на его индивидуальные способности.

Ребенок может «созреть» к обучению несколько позже. Этот метод не подходит для детей 3—4 лет и младше, поскольку требует определенного уровня знаний. Метод развивает правильное произношение, избавляет от дефектов речи, если они есть у ребенка.

Остановимся на этом методе обучения и определимся, какую методическую поддержку можно оказать родителям.

«Первые книги по чтению» — так называется серия книг, выпущенная совместно издательствами «Карапуз» и «ТЦ Сфера».  Выполнены в классическом формате 60х84, имеют твердую обложку и цветные рисунки.

В каждой книге рассматриваются конкретные темы. Ребенок знакомится с буквами, их произношением, учится подбирать нужные буквы в словах, разгадывать «буквенные» ребусы и даже находить слова, которых «не бывает».

Все это сопровождается увлекательными «словесными переменками».  Ребенок научится изменять буквы, заканчивать начатые слова, «ловить» рифму и т.д.

На сегодняшний день выпущено 4 книги этой серии с освоением полного цикла: буква — слог — слово — предложение. Для обучения ребенка чтению достаточно «проходить» по одному книжному развороту в день.

Работа с предложениями дается по нескольким уровням сложности. Их в книгах четыре,  и они выделены размером шрифта. Такое постепенное усложнение заданий придаст ребенку уверенность в своих силах. Даже самый короткий и простой рассказ имеет занимательный сюжет и обязательно возбудит любопытство ребенка.