Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Премиальное чтение с Ольгой Алексеевой: Восстание Спартачка

Опубликовано 18.09.2022

Конкурс "Новая детская книга" - это крупнейший российский конкурс в области детской и юношеской литературы, учрежденный издательством "Росмэн" в 2009 году.

В XIII сезоне конкурса появилась номинация "От семи и старше", в которую принимались как реалистические, так и сказочные, фантастические прозаические произведения для детей от 7 до 12 лет.

В шорт-листе по этой номинации вниманию жюри и читателей представлено десять текстов.

Сегодня я расскажу вам о школьной истории "Восстание Спартачка" Светланы Потаповой. Рукопись этой повести также вошла в лонг-лист премии имени Владислава Крапивина-2021.

Премиальное чтение с Ольгой Алексеевой

Светлана Потапова. Восстание Спартачка

 

Краткая аннотация

"В лучшем классе элитной школы собрались специально отобранные завучем дети.

Здесь даже прозвища друг другу дают по именам литературных героев.

Но кажущееся благополучие скрывает тайны...

Сможет ли только один человек победить целую систему?

И кто тот смельчак, который пойдет на этот риск?"

 

Почему интересно читать

Потому что эта повесть написана как манифест.

Здесь от имени нового поколения заново переосмысляются понятия "толерантность" и "система".

От имени безымянного персонажа – десятиклассницы рассказывается история, произошедшая в классе пять лет назад. История, которая началась со случайно разбитого планшета. Вернее, она началась еще раньше, с "безобидных" шуток над нерусским мальчиком по имени Спартак. Но на самом деле еще раньше, когда два класса объединились в один, и появились "новые сильные лидеры", разделившие класс по национальному признаку.  

Новые странные отношения к одноклассникам непонятны и пугают, но у кого спросить совета в этой ситуации?

Может быть у родителей? У мамы есть только собственный опыт обучения в многонациональной советской школе, но может ли он помочь дочери в современных условиях?

А, может быть, поможет просмотр научно-популярного фильма про устройство жизни и установление отношений в сообществе обезьян? 

История небольшая по объему и развивается стремительно. Читатель, словно оказавшись внутри театрального действа, наблюдает за тем, как одни события быстро сменяют другие, а персонажи, неизбежно сталкиваясь друг с другом, приходят к неожиданному финалу. 

 

Про персонажей

Главный персонаж (анонимный рассказчик) – десятиклассница, одиночка, тихоня, середнячок в учебе и во внешности. 

В классе два лидера-отличника: у девочек Милана Королева и Макс Белопольский у мальчиков.

Кроме того, есть двоечник Ванька Петров с другом Костей Печенкиным, которые также влияют на поведение и настроение класса.

"Уязвимые ученики": Спартак с труднопроизносимой фамилией, которую даже учителя не всегда выговаривали, поэтому он для всех был просто Спартак, Маша Баграмян, Вадик Левенштейн и Алла Селиванова. Причем, Алла "оказалась трижды уязвима: во-первых, она пришла из другой школы, во-вторых и третьих скоро узнали, что у нее нет отца, а мама бедная. А, да еще было в-четвертых – училась она средненько, с тройки на четверку, а это для репутации хуже, чем быть старательным отличником или принципиальным двоечником."

Учителя, которые в повести, по большому счету, равнодушны к ученикам и делятся на два основных типа: "не самая плохая училка" и "энтузиастка-училка" (такая в жизни класса была только одна и то практикантка). Еще есть "классуха" и "физручка". 

Из взрослых персонажей можно выделить родителей рассказчицы. Мама вспоминает о советской школе, о том, как дружно проходила её школьная жизнь. Папа настаивает, чтобы дочь смотрела фильмы про природу и науку. Его отношения к жене кажутся абьюзивными:  

"–  Ну, вот видишь! –  сказал папа маме. –  Сильный добыл еду, а слабый ее получил от сильного. Прям как ты. Ты же у нас не работаешь…

Он посмотрел маме в глаза. Мама отвела взгляд в сторону."

Но об этом как раз можно и нужно поговорить с подростком и еще на много самых разных тем.

 

Какие темы и идеи можно обсудить с подростком при чтении этой истории?

Основная тема, о которой очень много говорится в повести, - это толерантность. Обратите внимание на следующие высказывания и попробуйте обсудить их с читателем:

1. "толерантность –  разменная монета, у которой сияет, ослепляя глаза, одна сторона –  свобода, но порой стёрта оборотная сторона –  ответственность".

2. "Толерантность искусственна и нам навязана, точно так же, как была навязана пропаганда в СССР. Милосердие же естественно и  идет от души человека. Я милосерден к инвалиду, потому что так говорит мое сердце. Но я не буду милосерден к тому, что ребенок кричит в самолете два часа полета, а его мамаша в это время болтает по телефону. Пускай меня обвинят в нетолерантности. А я скажу: эта мамаша должна быть ответственна!"

3. "Чтобы относиться к человеку другой национальности нормально, не нужно быть толерантным. Или милосердным. Нужно просто быть человеком."

Еще одна важная тема для разговора: неравенство. Могут ли все люди быть равны? Почему? Можно обсудить на примере класса подростка: у всех ли одинаковые права и обязанности? Все ли одинаково материально обеспечены, физически сильны и успешны в изучении всех предметов? 

Если вы учились в советской школе, можно рассказать о своем школьном опыте и сравнить его с опытом мамы рассказчицы повести и, вместе с подростком, поговорить о том, как изменилась современная школьная жизнь.

Еще одна яркая тема произведения - система. В финале повести устами главной героини дано такое определение системы:

"У всех систем есть три важных свойства. Вот они.

Свойство системы не есть свойство каждого отдельного ее элемента.

Изменения в системе передаются волнообразно, от одного элемента к другому.

Если меняется один элемент системы, меняется вся система."

И еще: "Чтобы изменить систему, к которой принадлежишь, не нужно пытаться изменить систему. Измени себя."

Насколько мысли главной героини созвучны вашим?

Как обычно, я обозначила только некоторые темы, на которые можно поговорить с читателем после прочтения произведения.

Здесь можно поговорить и о смелости высказать собственное мнение, даже если оно непопулярно. О роли учителя в жизни школьника и об учителях-энтузиастах и в целом о равнодушии и неравнодушии к другому человеку.

 

Остались вопросы 

Что послужило катализатором, причиной, по которой главная героиня спустя пять лет "вдруг" вспоминает о случае, произошедшим в средней школе? 

 

Для кого произведение 

Для читателей от 12 лет

 

 

Сайт конкурса "Новая детская книга"

 

 

Читать еще в этой рубрике

Конкурс "Новая детская книга"

Татьяна Вешкина. Книжные тюрьмы 

 

Премия "Русский детектив", номинация "Детский детектив"

Катя Матюшкина. Кот да Винчи. Магическая ловушка

 

Премия "Электронная буква", номинация "Роман взросления"

Альго Мира. Жизнь Галки Бураковой от А до Я

 

 

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?