Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Литературная мастерская: Стихия стиха. Семь подсказок в помощь поэтам школьного возраста

Опубликовано 21.03.2019

Люди самых разных профессий иногда признавались в интервью: «В детстве я писал стихи, их же все в детстве пишут».

«Все» или нет — науке не известно. Точной статистики о поэтах школьного возраста в природе не существует, ибо отнюдь не каждый школьник готов признаться в своей способности  и своем желании рифмовать строчки и писать текст в столбик.

Но так или иначе, очень многие люди писали в детстве стихи. Не все из них, повзрослев, продолжили делать это. Мало кто становится во взрослом возрасте поэтом, бардом, автором песен. И уж совсем немногие способны обнародовать свои детские и юношеские стихотворения, даже с комментарием «да, я знаю, что тут плохие рифмы, сбивается ритм и вообще все банально».

Литературная мастерская 

Стихия стиха

Семь подсказок в помощь поэтам школьного возраста

 

Такие комментаторы отчасти правы: неудачные рифмы и сбой стихотворного размера очень часто встречаются в стихах начинающих авторов. Но с этими, равно как и с другими очевидными недостатками, можно работать. 

Школьные стихи — не обязательно вторичные и неудачные, среди поэтов школьного возраста встречаются безусловно одаренные люди.

Они способны удержаться от глагольных рифм, отличить ямб от хорея и написать лирическое стихотворение, не используя слова «одиночество», «любовь», «смерть», «вина», «разлука», «кровь» и «ночь».

Улучшить собственные стихотворные тексты не так уж и сложно. Было бы желание и терпение.

 

1. Ищи главное

Подумай, что для тебя важное в стихотворном тексте, твоем или чужом:

- рифмы

- ритм

- сюжет

- эмоции, которые вкладывал автор

- эмоции, которые получаешь ты, прочтя стихотворение.

Подумай, как сделать рифмы более гармоничными, а строчки — ровными. Попробуй разобраться, что именно составляет сюжет твоего произведения, о чем оно, есть ли в нем какая-то доминирующая эмоция, как именно ты пробуешь донести ее до читателя.

Считается, что сила стихов, их суть — в передаче эмоций. Но для того, чтобы рассказать о грусти, страхе или счастье, совсем не обязательно вносить эти слова в текст стихотворения. В стихах, равно как и в прозе, эмоции можно передать с помощью средств выразительности — метафор, аллюзий, сравнений, гипербол, метонимий.

Читай стихи самых разных поэтов, запоминай их метафоры и сравнения, смотри, как они выстраивают художественные образы, что для этого используют, как именно вписывают в текст яркие сравнения, не нарушая при этом ритма.

Попробуй собрать стихотворную подборку из текстов любимых авторов. Внеси в нее стихи, объединенные одним и тем же явлением, понятием. Посмотри, как разные поэты описывают снег, ночь, море, тишину.

 

 

2. Попробуй сравнить

Иногда, для того, чтобы передать какую-то эмоцию в тексте, нам бывает очень сложно подобрать подходящее сравнение.

Еще сложнее бывает написать про это, удержав подходящий стихотворный размер, а потом еще подобрав к нему удачную небанальную рифму. Может быть, стоит иногда начать текст с самого сравнения, разобраться в своих эмоциях, а уже потом искать для них подходящую стихотворную форму.

Попробуй дополнить фразы:

«Однажды я так обрадовался, что...»

«Я так взбешен, что готов...»

«Мне так грустно, что я...»

«Когда я счастлив, то мне кажется:...»

«Мои любимые сны...»

Попробуй найти собственные определения самых важных для тебя понятий. Какие они? «Одиночество»? «Мечты»? «Счастье»?

Попробуй описать те предметы и явления, которые часто встречаются в твоих стихах. Возможно, это «ночь», «дождь», «темнота», «звезды», «слова», «молчание»... Поищи для них новые сравнения, найди те слова, которые ты раньше не использовал в своих текстах. Не исключено, что, начав делать это упражнение, ты его не закончишь, а вместо этого напишешь новое стихотворение. При желании к этому упражнению можно возвращаться несколько раз.

 

 

3. Слушай звуки

Одна из самых распространенных ошибок начинающих поэтов — некачественная звукопись.  Мы уже говорили про аллитерацию и ассонанс, на которых звукопись выстраивается.

Аллитерация — повторение в стихотворном тексте одинаковых или созвучных согласных. Ассонанс — повторение схожих гласных. Оба этих художественных приема работают на выразительность текста, на его плавность, певучесть, чистоту.

Попробуй прочесть вслух собственные стихи. Следи за тем, насколько легко тебе произносить строчки, не запинаешься ли ты, не глотаешь ли слоги, которые выбиваются из стихотворного размера.

Попробуй почитать стихи любимых авторов, найди в сети записи стихотворных декламаций в исполнении профессиональных актеров, переслушай любимые песни, обращая внимание на то, как звучит в них стихотворный текст. Ты заметишь, что опытные чтецы никогда не «проглатывают» лишние слоги, не растягивают строчки, вставляя недостающие гласные.

 

 

4. Учись ловить ритм

Под понятием «ритм» в стихосложении часто имеют в виду «стихотворный размер».

Самые известные — двухсложные ямб и хорей, трехсложные дактиль, анапест и амфибрахий. Все эти размеры наверняка встречались тебе в стихах, входящих в школьную программу.

Ямб: «Мой дядя самых честных правил»; «Люблю грозу в начале мая» (двухсложный, ударение на второй слог)

Хорей: «Буря мглою небо кроет»; «Ветер, ветер, ты могуч» (двухсложный, ударение на первый слог)

Анапест: «О весна, без конца и без краю»; «Отвори потихоньку калитку» (трехсложный, ударение на третий слог)

Дактиль: «Тучки небесные, вечные странники»; «Слышится города шорох ночной» (трехсложный, ударение на первый слог)

Амфибрахий: «Как ныне сбирается вещий Олег»; «Не ветер бушует над морем» (трехсложный, ударение на второй слог).

Для того, чтобы писать ямбом или хореем, совсем не обязательно знать, что эти размеры так называются. Важнее не сбиваться с заданного ритма.

Попробуй:

а) написать стихотворение — пародию на известный тебе текст. Хорошая пародия пишется тем же размером, что и исходник.

б) написать текст заданным размером (например, «онегинской строфой», как у Пушкина, или  трехстопным анапестом, как в стихотворении Анны Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью...»)

 

 

5. Стихотворное «лего»

Попробуй путем чередования строчек сложить из двух известных тебе стихотворений третье, абсурдное.

В этом примере первая и третья строка взята из стихотворения Агнии Барто, вторая и четвертая из стихов Пушкина.

Наша Таня громко плачет,

Вихри снежные крутя,

Уронила в речку мячик,

То заплачет как дитя.

Подбирая стихи для «скрещивания», обрати внимание на их размеры — они должны совпадать, звучать гармонично.

 

 

6. Играй в буриме

Об этой игре мы уже рассказывали в нашей колонке.

Надо взять рифмы из известного стихотворения, например «дитя — крутя», «кроет — воет», «старушка — кружка», «девица — синица» и придумать к ним новое стихотворение.

Можно использовать тот же стихотворный размер, что и в исходнике, можно, по предварительной договоренности, его изменить. В буриме обычно играет несколько человек.

Победу одержит тот, кто напишет самое смешное стихотворение, удовольствие получат все

 

7. Монорим

Так называется стихотворение, в котором используется только одна рифма. Например, «коза-гроза-глаза-бирюза-гюрза».

Иногда в формате монорима пишется часть стихотворения. В детстве мы встречали монорим в стихотворении Корнея Ивановича Чуковского «Телефон».

«А недавно две газели

Позвонили и запели:

- Неужели

В самом деле

Все сгорели   

Карусели?»

Писать моноримы можно на спор, на скорость или в соавторстве. Обычно побеждает тот, кому удается подобрать больше всего рифм к заданному слову. Моноримы бывают невероятно смешными и очень красивыми.

 

 

 

Читать также по теме "Литературная мастерская"

Штампы v.s. Эмоции (часть I)

Штампы vs Эмоции (часть II) 

Литературные игры