Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Литературная мастерская: Проза под ёлочкой

Опубликовано 28.12.2018

Мы отдыхаем с 30 декабря по 8 января. За эти десять дней можно бодро отпраздновать Новый год, выспаться, погулять по нарядному городу, посмотреть всё-всё, оставленные в «закладках» видео, съесть мешок конфет, подарить и получить мешок подарков.

А еще можно, не торопясь, с удовольствием заняться собственными текстами — написать ту историю, которая давно уже притаилась в голове и все ждет, когда у тебя появятся для нее силы и время.

Сегодня вас ждут десять советов, которые могут пригодиться прозаику в каникулы.

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

ПРОЗА ПОД ЁЛОЧКОЙ

10 советов тем, кто хочет провести каникулы не только весело, но и творчески

 

Совет № 1. Определись с жанром и объемом будущего текста

Нереально написать за десять дней каникул цикл рассказов или повесть в пять-шесть авторских листов (один «авторский лист» это 40 тысяч знаков). А вот разработать план большого текста и даже проработать в нем самые важные сюжетные повороты у тебя получится.

Главное понять — о чем ты будешь писать (сюжет), про кого (персонажи) и как (жанр). Практика показывает: у текста, который планировался, как детектив, а потом вдруг стал любовным романом, меньше шансов завершиться — не только к концу каникул, но и вообще. А вот вариант «Я напишу сказочный рассказ про собаку, которая потерялась и аэропорту и случайно прилетела в другой город» выглядит куда более жизнеспособным.

2. Выбери сюжет

Каникулы всего одни, а планов у тебя много. Иногда авторам приходится выбирать между несколькими сюжетами, которые уже давно у них придумались.

Главный критерий отбора — интерес. Не стоит рассуждать:  «Этот сюжет скучный, но его я точно успею закончить за каникулы, а этот веселый, но он сложный». Над скучным текстом ты будешь киснуть всю неделю и потом забросишь его навечно, а сложный проступит у тебя в голове так четко, что ты поверишь — этот текст пишет себя сам.

Вот что тебе сейчас хочется написать? Страшный рассказ о том, как лихие старшеклассники встретили на развалинах старой школы заколдованного демона? Грустную историю о вампирах, которым не удалось снова стать людьми? Мистический триллер о том, как семья приезжает встречать Новый год на дачу и понимает, что в доме поселилась нечисть, страшная, но дружелюбная? Или сказку про Новый год, который приехал в другой город, а его никто не встретил на вокзале и он решил не наступать?

Если все сюжеты тебе одинаково интересны, попробуй их законспектировать. Возможно, за каникулы ты успеешь написать не один рассказ, а несколько.

3. Не пиши подробный план

Конспектируя свою историю, не углубляйся в детали. В противном случае ты придумаешь все-все-все и тебе будет скучно работать с этим сюжетом дальше. Для того, чтобы не вложить лишние подробности, можно, например, писать схему не в вордовском файле, в котором так легко печатается, а на бумаге, и при этом не записывать эпизоды по пунктам, а зарисовывать историю в виде схемы с квадратиками, кружками и черточками разной толщины.

Впрочем, на некоторых именно это правило действует с точностью до наоборот. Те, кто по разным причинам боится написать давно придуманную историю, умеют себя отлично обманывать. «Я только запишу схему», говорят они. И проваливаются в будущий текст по уши, создавая его в файлике с надписью «Очень примерный план на когда-нибудь потом».

4. Думай о персонажах

Не забывай: у каждого героя свой характер. Свои привычки, вкусы, мимика, жесты. А еще — своя мотивация. Все герои появляются в твоей истории  не просто так, у каждого из них должна быть сюжетная задача.

Чем меньше текст, тем меньше будет задействовано в сюжете героев.

Если у тебя мало времени, не углубляйся в подробные описания. Совсем без деталей писать нельзя, любой персонаж действительно должен быть оригинальным и живым, ты должен его мысленно представлять, знать, как он действует, двигается, реагирует на происходящее.

Но не все привычки и подробности стоит переносить в текст. Если твой новый герой появляется в тексте лишь для того, чтобы стать жертвой главного негодяя, не уточняй его цвет глаз и волос, тембр голоса и размер ноги. Для сюжета важнее — смелый этот человек или нет, обидчивый или хладнокровный.

Помни: герой воплощается через поступки. Поведение персонажа скажет нам куда больше, чем авторские ремарки о том, что этот человек любил клубничное варенье, очень стильно одевался и всегда носил черные ботинки. Если ботинки и варенье никак не влияют на сюжет истории, может, не стоит упоминать их в тексте?

5. Не расписывай творческие планы на все каникулы

Как известно «Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах». Составляя 30 декабря плотное расписание работы над текстом, не впихивай в него «писать прозу четыре часа каждый день».

Во-первых, «четыре часа» или даже «три страницы» — не лучшая единица измерения для хорошего прозаика. Куда адекватнее будет пункт «Пятого января: написать сцену потери волшебной тапочки и сцену встречи с бурундуком».

Во-вторых, любые каникулы — время сюрпризов. К тебе могут неожиданно прийти хорошие гости, ты сам можешь отправиться на внеплановую прогулку, или на спектакль, или на дачу к друзьям родителей. И там точно не будет времени на «четыре часа прозы в день». 

6. Сохраняй написанное!

Идеальный вариант: специальная папка на рабочем столе ноутбука.

Сам выбирай, назовешь ты ее «Мои тексты», или «Сказка про вампиров», или «Дракон Вася»  — по имени главного героя. Именно туда ты будешь сохранять файлы со своими текстами. Некоторым удобнее писать каждый день в новом файлике, другим — продолжать работу во вчерашнем. Главное, чтобы ты знал, где находится твоя работа и как ее быстро найти. Продолжать текст, когда  половина вчерашнего потеряна, способен не каждый.

Поэтому — сохраняем все истории в одном месте и дополнительно их дублируем в гугл-облаке, на яндекс-диске, в собственном почтовом ящике. А лучше — и там, и там.

7. Попробуй не отвлекаться

Главные враги любого современного автора — лайки в соцсетях и видео со смешными котятками.

Пока мы просматриваем «самый последний, вот честное слово» ютьюбовский ролик, мы теряем не только время, но еще и творческий запал, и идею текста, и пришедшие в голову сравнения. Поэтому на время работы стоит закрыть Контакт, Вотсап и Инстаграмм.

Правда при этом возникают две проблемы — с поиском срочной информации и с рабочей атмосферой. Иногда тебе надо что-то уточнить для своего текста, например, окрас ягуаров, расстояние между Нью-Йорком и Лас-Вегасом или строение вампирских клыков. Придется лезть в интернет. А там — лайки и видео! Что делать?

Второй браузер спасет мир и сюжет. Он же поможет тебе найти правильную музыку и хоть как-то создать достойную рабоче-творческую атмосферу. Некоторым авторам школьного возраста бывает очень трудно работать в родной квартире в праздничные дни. Это у тебя тут незавершенный сюжет, а у младшего брата мульты на планшете, а у бабушки Любы — юмористический концерт по телевизору. Наушники в помощь!

Подбери такой плей-лист, который не будет отвлекать тебя словами песен. Когда мои соседи врубают телевизор на всю мощь, я работаю над текстами, слушая «Наутилус» и «Гражданскую оборону» в аранжировке симфонического оркестра.

Некоторые, чтоб совсем не отвлекаться от любимой прозы, пишут свои тексты на другом устройстве, одалживают мамин планшет или папин ноут, или даже, собрав пристойный плей-лист в телефоне, пишут текст в обычной тетради. С одной стороны, перепечатка займет потом лишнее время, с другой — пока ты будешь переносить текст с бумаги в ворд, ты его отредактируешь, подсократишь и отшлифуешь. Главное, как уже было сказано, сохраняй написанное.

8. Перезагружайся!

Обязательно успей отдохнуть в каникулы! Не замыкайся только на своей истории, какой бы прекрасной она ни была. Обязательно прочти хотя бы одну книгу, посмотри новый фильм или спектакль, узнай что-то новое, побывай в необычном месте. Если с текстом не складывается, отложи его, займись чем-то еще. Возможно, пары часов рукоделия хватит на то, чтобы мозг отдохнул, и стало ясно, что не так в эпизоде, который сегодня никак не пишется.

Если, не смотря ни на что, каждый день сидеть над файликом строго по расписанию, силы могут кончиться раньше, чем сам текст. И ты просто скомкаешь концовку или выкинешь несколько важных эпизодов, на которые у тебя не хватит сил. Возможно, ты не успеешь дописать свою историю за каникулы. Но судорожно дописывать ее восьмого января — тоже не выход. Чтобы проза стала совсем законченной, ей нужно отлежаться.

9. Многозадачность — не для всех

Очень сложно быть творческим человеком, если ты решил с первого января начать новую жизнь. Не каждый может в течение одних и тех же каникул писать повесть и одновременно худеть на пять килограмм, подтягивать физику, учить японский, осваивать фигурное катание и помогать маме с салатами.

Кому-то удобнее делать все эти дела понемножку каждый день, кто-то выбирает для себя иной алгоритм «сегодня у меня проза, завтра каток, послезавтра я пересматриваю все фильмы Марвелл». Попробуй оба варианта работы над текстом. Что получится — то получится. Мы экспериментируем всю жизнь.

10. Запишись в нашу литературную студию

Мы начнем занятия в последний день зимних каникул, ты можешь присоединиться к нам в любое время с готовыми работами или написать биномку со словами «маска» и «балерина» и выслать нам на info@readchildren.ru

Записаться в онлайн литературную студию 

 

 

 

Читать также по теме "Литературная мастерская"

Плагиат или аллюзия?

Как вы пишете?

Фантастический текст. Создаем авторскую вселенную 

Имя для героя

Пишем фантастический рассказ. Советы эксперта 

Пишем фантастический рассказ 

Художественные приёмы 

Образ рассказчика. Образ автора 

Как победить на конкурсе читательских отзывов? 

8 самых распространенных ошибок начинающих авторов 

Что делать, если твой текст совсем не похож на запланированный? 

Литературные конкурсы: о победителях и не-проигравших!

Литературные конкурсы: советы новичку

Литературные штампы

Где писателю брать идеи?

Литературные игры 

Пишем тексты о животных 

Почему начинающим авторам бывает полезно писать фанфики

Как правильно давать речевые, психологические и внешние характеристики персонажей 

Как не бросить работу над текстом 

Композиция текста. Её типы 

Что такое "композиция теста" и из чего она состоит 

Что такое сюжет и почему без него не обойтись 

Обсуждение текста: когда и кому нужна критика   

Советы писателям школьного возраста