Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Литературная мастерская: Пишем фантастический рассказ. Советы эксперта

Опубликовано 14.11.2018

Сегодня мы продолжаем говорить о создании собственного фантастического рассказа и предлагаем вам уникальный материал - интервью с писателем-фантастом, победителем и призёром десятков литературных конкурсов Майком Гелприным.

Майк Гелприн - постоянный автор журнала "Русский пионер", публиковался в журналах "Мир фантастики", "Полдень. XXI век", "Наука и жизнь", "Популярная механика" и многих других. Также публиковался в сборниках и антологиях издательств "Эксмо", "АСТ", "Снежный Ком М", "Рипол-классик".

В каком состоянии сейчас находится фантастика как жанр? Каким должен быть качественный фантастический рассказ? Какие книги стоит прочесть начинающему автору? Читайте ответы :) 

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

Пишем фантастический рассказ

Советы эксперта

 

Какие книги каких авторов-фантастов стоит прочесть начинающему автору-фантасту?

Майк Гелприн (МГ) Я бы сказал: нет обязательного списка. Надо просто читать, чем больше, тем лучше. Без общей начитанности писать невозможно — это всё равно, что пытаться освоить интегральное исчисление, не зная таблицы умножения.

Единственно — надо стремиться читать лучшее. И фантастику, и другие жанры. По возможности, издания советских времён, особенно это касается переводной литературы. Современные переводы грешат безграмотностью, в том числе стилистической. Современные издания отечественных авторов — тоже, хотя и в меньшей степени.

Что касается выбора конкретных авторов и книг — он чрезвычайно велик, и выделять из него что-то бессмысленно. Каждый сам должен найти "своих" авторов — тех, кого хочется читать и перечитывать. И у всех они будут разными.

 

Каким должен быть качественный фантастический рассказ?

МГ На этот вопрос ответа не существует. Будь оно не так, любой и каждый, имея под рукой рецепт производства качественных рассказов, строчил бы их один за другим подряд, отрываясь лишь на обед и сон.

 

Что дает участие в конкурсах фантастических рассказов?

МГ На конкурсах быстрее и эффективнее, чем где бы то ни было, приобретается опыт и растёт мастерство (уровень автора). Я сейчас имею в виду исключительно рассказчиков, не романистов. У романистов другой путь, хотя лучшие из них начинали именно как рассказчики.

Конкурсов в Сети великое множество. Сотни без преувеличения. Но участвовать в абсолютном большинстве из них — себе во вред. Принимать участие стоит лишь в тех, где участвуют умелые авторы — те, у кого можно научиться. Не марать бессмысленно бумагу научиться, а перенять их подходы, их находки, их ноу-хау, их приёмы — проанализировать то, что умеют они и подогнать под себя. Это не означает украсть — это означает понять и переосмыслить. И вот из тех, кому это удаётся, зажигаются новые звёзды и звёздочки на фантастическом небосводе.   

Я назвал бы следующие конкурсы, в которых есть смысл участвовать (ссылки гуглятся легко):

    - Рваная грелка

    - Чёртова дюжина

    - Фантлабораторная работа

    - Колфан

    - ХиЖ

    - Блэк Джек

    - Пролёт фантазии

    - Мини-проза

Есть и ещё ряд конкурсов, где более-менее сносный средний уровень участников. Но лучше ограничиться этими.

 

Сколько конкурсов ты выиграл и сколько проиграл? Как ты относишься к победе и проигрышу?

МГ Точной статистики у меня нет. Кроме того, нет такого понятия "проиграть конкурс". На нём можно провалиться, это когда рассказ не продвинулся дальше первого тура, в нём и остался. Если рассказ вышел во второй (в трёхтурных конкурсах — в третий тур), то это уже какой-то успех. Для начинающих выход во второй тур — безусловный успех независимо от занятого места в итоге.

Для опытных авторов желаемый результат — попадание в пятёрку лучших. В любом из перечисленных выше конкурсов это на девяносто девять процентов означает, что рассказ потенциально публикабельный. С этой точки зрения разница между первым, вторым или пятым местом небольшая. В пятёрке — однозначный успех. За её пределами — так-сяк. Невыход в финальный тур = провал. Но это для умелого автора, постоянно публикующего свои рассказы. Повторюсь, что для начинающего выход во второй тур — отличный результат. Победы придут позже (ну если придут, конечно) — к самым талантливым и волевым. Публикации тоже.

 

В каком сейчас состоянии фантастика как жанр? Как ты думаешь, в какую сторону она будет развиваться?

МГ  В короткой форме (рассказ) бурно прогрессирует, ничем не уступает зарубежной. В крупной форме сильно отстаёт. Вот в какую сторону будет развиваться, я не знаю. И гадать не хочу.

 

Что делать, если придумал сюжет для фантастического рассказа, начал писать, а потом узнал, что про это уже есть другой текст? Или даже несколько.

МГ Невозможно или почти невозможно придумать полностью оригинальный сюжет. Что-то похожее кто-то уже на сто процентов писал. Поэтому совет —  попросту не обращать ни на какие авторитеты внимания —  садиться и писать. Насколько похоже или непохоже на предшественников у вас вышло, определят читатели. Сначала на конкурсе вы увидите отзывы, потом (если добьётесь публикации) отзываться начнут читатели. Не друзья и родственники — их отзывы лучше всего проигнорить (особенно если хвалебные), а непредвзятые, не знакомые с вами читатели.

 

 

 

Читать также по теме "Литературная мастерская"

Пишем фантастический рассказ 

Художественные приёмы 

Образ рассказчика. Образ автора 

Как победить на конкурсе читательских отзывов? 

8 самых распространенных ошибок начинающих авторов 

Что делать, если твой текст совсем не похож на запланированный? 

Литературные конкурсы: о победителях и не-проигравших!

Литературные конкурсы: советы новичку

Литературные штампы

Где писателю брать идеи?

Литературные игры 

Пишем тексты о животных 

Почему начинающим авторам бывает полезно писать фанфики

Как правильно давать речевые, психологические и внешние характеристики персонажей 

Как не бросить работу над текстом 

Композиция текста. Её типы 

Что такое "композиция теста" и из чего она состоит 

Что такое сюжет и почему без него не обойтись 

Обсуждение текста: когда и кому нужна критика   

Советы писателям школьного возраста