Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Литературная мастерская: Как написать батальную сцену

Опубликовано 27.10.2017

26 октября исполнилось 175 лет со дня рождения русского живописца Василия Васильевича Верещагина, который вошёл в историю как один из самых знаменитых художников-баталистов. 

В честь этого события в нашей литературной мастерской мы поговорим о том, как в своём тексте описать батальную сцену.

Литературная мастерская

Как писать батальные сцены

Многие писатели и  преподаватели писательского мастерства сразу же нас предупреждают: писать батальные сцены, не увязая в излишне реалистичных подробностях и не превращая поединок в танец бабочек, очень трудно. 

Прежде чем взяться за описание батальной сцены необходимо тщательным образом подготовиться. Валентин Пикуль, великолепный мастер, автор множества произведений, написанных на историческую и военно-морскую тематику, говорил: "Прежде чем написать такую сцену, я долго и скрупулёзно ковыряюсь в материалах, извлекая нужные мне детали для дорисовки тех сцен, которые ведут к сражению" (Пикуль А.Н. "Валентин Пикуль. Венок памяти"). 

Итак, разбираем по пунктам, как же написать выразительную и яркую батальную сцену.

Первое. Как вы уже поняли, независимо от того, пишите ли вы фэнтези или историческое произведение, без крепкой "теорчасти" не обойтись. Вам нужно хотя бы примерно представлять себе, что такое стратегия и тактика в военном деле, а также как выглядели (или будут выглядеть) воины и оружие из той эпохи, в которой развивается действие вашего романа (повести, рассказа).

Второе. Составьте "план сражения". Ещё лучше нарисуйте! Не обязательно рисовать профессионально, можно это сделать схематично, главное, чтобы вам было понятно: где происходит битва (местность), где чья позиция находится изначально, стрелками можно передать направления движения войск и т.п. Даже если вы описываете поединок типа "один на один", данным этапом не следует пренебрегать: план позволит вам представить все детали боя, может подсказать возможные решения в развитии сцены. 

Третье. После того, как у вас в голове сложится примерная картина сражения, можно переходить, собственно, к описанию, предварительно решив для себя, от чьего лица будет вестись повествование. Возможные следующие основные варианты: от собственного лица, от лица наблюдателя; от лица непосредственного участника. У каждого из перечисленных вариантов есть свои плюсы и ограничения. Чтобы выбрать подходящее решение именно для вашего текста, попробуйте различные варианты. 

Четвёртое. Займитесь более детальной проработкой "фона" вашей сцены. Фон в данном случае - это всё то, что не относится напрямую к действиям героев, но без чего невозможно создать по-настоящему реалистичную картину. Фон - атмосфера сцены. Это погода, окружающие героев запахи, звуки, боль от полученного ранения, эйфория от победы и т.д. Ваша задача на данном этапе - "включить" все органы чувств своих героев, чтобы наполнить живыми красками свою сцену. 

Пятое. После того, как вы закончите описание батальной сцены, перечитайте её ещё раз на предмет обнаружения наиболее часто встречающихся ошибок. Можно составить для себя короткий вопросник, например:

  • Правильно ли я употребляю специальные термины при описании оружия и доспехов героя? 
  • Всегда ли понятно из моего текста кто кого ударил?  
  • Устаёт ли мой герой во время и/или после битвы? (Если он живой, то должен  когда-нибудь устать)  
  • Не скачет ли галопом всю неделю без перерыва на сон и еду конь главного героя? (так может делать только конь из сказки) 
  • Не слишком ли вы пространны (кратки) в своих в своих описаниях боя? и др. 

Шестое. После того, как финальная версия будет закончена, не забудьте дать её на вычитку дружелюбно настроенным к вам людям. Это поможет вам выявить возможные ошибки в тексте, а также его сильные и слабые стороны.

 

 

Творческого вам вдохновения! :)

 

 

 

Читать также другие материалы раздела "Литературная мастерская"

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?