Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Литературная мастерская: Фантастический текст. Создаем авторскую вселенную

Опубликовано 28.11.2018

"Создавать свой мир — сложно, весело, интересно и очень полезно. Но он, как и любая существующая цивилизация, должен развиваться по естественным природным законам. В противном случае мир окажется нежизнеспособным, читатель в него просто не поверит."

Что надо знать, придумывая новые миры для своих героев?

Сегодня в нашей литературной мастерской мы поговорим о том, как создать неповторимую авторскую вселенную, откуда черпать вдохновение + чек-лист, с помощью которого можно проверить свой авторский мир на жизнеспособность. 

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

Фантастический текст. Создаем авторскую вселенную

 

В мире существует несколько классификаций фантастических текстов. Например, фантастику можно разделить на научную, космическую, фантастику ужаса, сатирическую, фэнтези и фантастику смешанных жанров. 

Можно клаcсифицировать фантастику по системе координат «попаданцев»: мы к ним, они к нам, мы и они  конфликтуем мtжду собой или против кого-то в какой-то третьей локации.

Можно класcифицировать такие тексты по группам интересов читателей: женская, детская, подростковая (young adult), историческая, детективная. Одних поджанров фэнтези можно насчитать дюжину, не меньше.

Но главная особенность любого фантастического текста в том, что фантастический элемент в нем — сюжетообразующий. Уберем его — и сюжет рухнет, не сможет развиваться. Разумеется, фантастические тексты можно классифицировать, исходя из особенностей такого элемента.

В роли сюжетообразующего фантастического элемента выступает допустимость — научная, историческая, физическая, химическая.

Это может быть некое условие (например, «Титаник» не врезался в айсберг, динозавры не вымерли, Первая мировая не произошла),  некая сверхспособность (например, герой может менять прошлое или видеть вещие сны) или некий артефакт (например, прибор, способный перемещать вас в тело другого человека).

Иногда же фантастическая составляющая текста — целый выдуманный мир, существующий рядом с нашим (как у Роулинг) или автономно (как у Толкина).

Постеры к фильмам "Гарри Поттер", "Властелин колец", "Голодные игры"

 

Авторский мир фантастического текста — прекрасен и загадочен. И мы сами устанавливаем в нем законы, выбираем условия жизни. Это может быть стимпанковская вселенная, чужая планета, иная галактика, альтернативно развивающееся государство Северной Америки, Азии или Европы.

Главный герой текста может в авторский  мир попадать из нашего, родиться в нем или же, находясь в нашем мире, спасать нашу вселенную от тамошних захватчиков, готовящих нападение. В любом случае, мы должны знать — почему это происходит, что движет героями, какая у них  мотивация.

 

От древних рукописей к собственным текстам

Свой авторский мир можно выстраивать на базе какой-либо реально существовавшей мифологии (с соблюдением конкретного колорита, с учетом правил построения сюжета в мифах и легендах данного этноса).

Именно так поступил писатель-фантаст Джон Рональд Руэл Толкин (1892-1973)  — профессор англосаксонского языка, преподававший в Оксфорде вместе с другим прекрасным писателем-фантастом, Клайвом Стейплзом Льюисом.

За годы работы в университете Толкин создал вымышленный мир, который назвал Арда, и тщательно описал одну его часть — Средиземье, населив ее хоббитами. Если бы Толкин не изучал много лет английскую мифологию и историю, не исследовал бы язык своих предков, не переводил англосаксонскую эпическую поэму «Беовульф», ему вряд ли удалось бы придумать собственную мифологию. За два десятилетия творческого поиска Толкин смог создать свою вселенную — яркую, интересную,  жизнеспособную, привлекающую читателей уже почти семьдесят лет.

 

От средневековья — в двадцать третий век

Для того, чтобы придумывать свой мир, надо хорошо разбираться в законах человеческого бытия. Например, быть историком, как советский ученый-востоковед Игорь Всеволодович Можейко. Но миллионам советских детей он был известен как Кир Булычев, автор книжной эпопеи про бесстрашную и очень везучую Алису Селезневу, дочку космобиолога.

Фото Игоря Можейко (Кира Булычева) и обложки его книг "Поселок" и "Миллион приключений" (издательство "ИД Мещерякова")

 

Игорь Можейко изучал историю азиатских стран, написал диссертацию о средневековой Бирме, работал в институте Востоковедения. И писал фантастические романы — про далекие планеты и исчезнувшие цивилизации, про космических путешественников, потерпевших аварию на окраине галактики, про провинциальный городок Гусляр, в котором что ни день — так новое инопланетное нашествие.

Тексты Кира Булычева — самая что ни на есть фантастическая фантастика. Но люди в них действуют по людским законам, развитие внеземных цивилизаций идет логически, инопланетные сообщества похожи на наши, земные. Описывая пришельцев и космических пиратов, Кир Булычев наделял их разумной логикой, четкой мотивацией, создавал конфликты, помогающие выстраивать сюжет. И, разумеется, устанавливая рабовладельческий строй на далекой планетке, он использовал факты, почерпнутые им из исторических трудов.

 

Что? Где? Когда?

Выходит, для того, чтобы написать хорошо продуманную авторскую вселенную, надо обязательно быть ученым, желательно историком или лингвистом?

Отнюдь. Среди успешных, талантливых писателей-фантастов встречаются физики, химики, юристы, программисты, астрономы, врачи, экономисты, учителя, журналисты. Да, в принципе, кто угодно. Но все эти люди, не зависимо от своей основной профессии, умеют думать аналитически, работать с информацией, выстраивать логичные сюжеты, понимать мотивацию своих персонажей (впрочем, все эти свойства присущи и писателям, не работающим в фантастическом жанре).

Чек-лист

Создавая свой мир, очень важно найти в процессе работы ответы на следующие вопросы:

Каковы законы данного общества? (Рабовладельческий строй, коммунизм, матриархат, поклонение богу Небесного Огня. А может тут вся власть — вампирам, а люди — их корм?)

Каков конфликт произведения, завязан ли он на этих законах? (Если нет — зачем они тогда нужны?)

Связана ли с ними мотивация разных героев (Герой за наших, за врагов, неопределившийся)

Есть ли в этом мире сверх-способности? А какие?  (Колдовство, умение перемещаться во времени,  бессмертие, высокая должность представителя местной власти. Льготы владельцам черных котов)

А у всех ли они есть? (А как мы можем выстроить конфликт с учетом этого условия?)

Каковы индивидуальные черты мира? (Другая планета с ее флорой и фауной, Олимп, русалки и драконы, крылатые кошки или говорящие змеи, необычная религия)

Какого объема будет наш текст? Важно ли нам знать столько подробностей для рассказа в три-пять страниц? (Не уверен? Смотрит, как эту задачу решили до тебя. Например, очень удачно проработанная модель авторского мира в коротком произведении — это вселенная, где развивается действие рассказа Шамиля Идиатуллина «Тубагач»).

 

 

 

 

Читать также по теме "Литературная мастерская"

Имя для героя

Пишем фантастический рассказ. Советы эксперта 

Пишем фантастический рассказ 

Художественные приёмы 

Образ рассказчика. Образ автора 

Как победить на конкурсе читательских отзывов? 

8 самых распространенных ошибок начинающих авторов 

Что делать, если твой текст совсем не похож на запланированный? 

Литературные конкурсы: о победителях и не-проигравших!

Литературные конкурсы: советы новичку

Литературные штампы

Где писателю брать идеи?

Литературные игры 

Пишем тексты о животных 

Почему начинающим авторам бывает полезно писать фанфики

Как правильно давать речевые, психологические и внешние характеристики персонажей 

Как не бросить работу над текстом 

Композиция текста. Её типы 

Что такое "композиция теста" и из чего она состоит 

Что такое сюжет и почему без него не обойтись 

Обсуждение текста: когда и кому нужна критика   

Советы писателям школьного возраста