Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Подписаться на нашу рассылку

 

Авторская колонка: Дмитрий Сиротин

Опубликовано 21.03.2020

21 марта отмечается Всемирный день поэзии (World Poetry Day). Поэзия объединяет страны, народы, культуры и помогает людям понять друг друга. 

Сегодня мы с удовольствием представляем авторскую колонку Дмитрия Сиротина - литератора, актёра, автора публикаций в журналах "Кукумбер", "Чиж и Ёж", "Костёр", "Урал", "Октябрь", "Алтай" и др., в литературных сборниках и альманах России и зарубежья, автора нескольких книг. 

Лауреат премии журнала "Костер", дипломант Международного литературного конкурса памяти Ренаты Мухи, Международной детской литературной премии им. В.П. Крапивина, лонг-листёр литературных премий "Книгуру" и "Новая детская книга".

Авторская колонка

«Быть притчей на устах у всех»

 

Есть два вида искусства, в которых можно существовать без специального образования, способностей и вообще чего бы то ни было. Это театр и литература.

Трудно представить человека, который вдруг решит танцевать, совсем не умея этого. Исключая разве что очень дружескую вечеринку. Или – рисовать, не умея. Или лепить скульптуры.  Или петь оперные арии. Опять же, исключая очень дружескую вечеринку, особенно позднюю её часть… Но никто в здравом уме и трезвой памяти не придёт в Театр оперы и балета, как говорится, «с улицы», и не потребует включить себя в труппу только на том основании, что ему так захотелось. Никто не придёт в музей с требованием организовать выставку его картин, если он не просто не учился рисовать, но и не имеет к этому ни малейшего таланта либо хотя бы способностей.

Но мы видим десятки людей, снимающихся в современном кино, а порой и играющих на сценах профессиональных театров – и без образования, и без способностей. Достаточно, что они так называемые медийные лица, на которые, по мнению продюсеров, непременно «пойдёт народ». Вспомним, например, бывших КВН-щиков, ставших популярными благодаря телеэфирам, или известных блогеров… Положа руку на сердце, спросим себя: в большинстве своём актёры ли они? Талантливы ли они? А в то же время сотни молодых профессиональных актёров безуспешно обивают пороги студий. Вся их «вина» в том, что – не «медийные». Не вложено в них средств продюсеров, нет раскрутки… Народ не пойдёт. И неважно, насколько они талантливы и профессиональны.

То же самое зачастую мы видим и в литературе, в том числе в детской. Люди, имеющие деньги либо связи, издаются большими тиражами, книжки их красивы, и таким «поэтам» неважно, что, открывая их книги, мы читаем, мягко говоря, слабые стихи. Они-то уверены, что стихи замечательные.  Мне возразят – а где критерий «слабых» и «сильных» стихов?

Или, скажем, образование. Ну, литературный институт. Но ведь не оканчивали ни Маршак, ни Барто, ни Чуковский, ни другие классики детской литературы никаких литинститутов, но это не помешало им стать любимцами уже какого поколения! Но мы говорим не об институте, как обязательной ступеньке к профессиональному занятию искусством. Мы имеем в виду внутреннее чутьё, те самые пресловутые способности, одарённость, чувство языка, чувство того, как общаться с детьми через поэзию. И, конечно, знание техники тоже очень важно.

 Дело не в том, сколько книг вы выпустите и выпустите ли вообще. Дело в качестве стихов. А читателя в наши дни всегда можно найти. Не в книжном магазине, так в Интернете. «Позорно, ничего, не знача, быть притчей на устах у всех», сказал тоже классик поэзии, пусть не детской. А к детям, как к читателям, нужно относиться ещё бережней, чем ко взрослым: с вашей книжки ребёнок может начать знакомство с литературой. Слабые, плохие, вторичные стихи могут оказать дурное влияние на всю его дальнейшую жизнь и отношение к искусству.

Вы снова спросите: ну, так где же критерии «слабых» и «сильных» стихов?!

 Есть литературная учёба, семинары, в которых можно участвовать как «вживую», так и с помощью Интернета. Есть хорошие поэты, классики и современники, на произведениях которых вполне можно учиться. Есть, повторим, собственные способности, чутьё к языку, к стиху, к тому, каким должно быть детское чтение сегодня. Если в той или иной мере всё это у нас имеется, рано или поздно дорога к читателю будет найдена.

 

Дмитрий Сиротин

март, 2020 г.

 

Авторская колонка Дмитрия Сиротина

«Должен быть счастлив»?