Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Литературный гид: Иван Гончаров

Опубликовано 02.06.2022

Сегодня на Литературном гиде мы говорим об Иване Гончарове и его романе "Обломов".

В этом году 18 июня (6 июня по старому стилю) писателю исполняется 210 лет со дня его рождения.

Вечный спор: деятельное начало жизни или философское созерцание оной – актуализировал самый известный роман писателя «Обломов» в современных реалиях как никогда.

Поэтому сегодня так важно вновь и вновь обращаться к классике, к нашему прошлому для осознания настоящего.   

Узнаем, зачем сегодня читать этот роман, что такое «обломовщина»,  «Обломов» в современном медиа

 

Литературный гид

Иван Гончаров

 

Писатель родился в городе Симбирске, на берегу реки Волги (ныне – город Ульяновск), в купеческой семье.

После окончания коммерческого училища, а затем философского факультета Московского университета он почти всю жизнь служил чиновником в различных петербургских ведомствах и учреждениях.

Литература была важным, но не единственным его занятием (подобная ситуация, впрочем, была не редкостью: Г.Р. Державин, А.С. Грибоедов, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев, А.Н. Островский и др.), и написал Гончаров за свою жизнь сравнительно не много.

Славу писателю принесли три романа: «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859), «Обрыв» (1869).

Его перу принадлежат также повести, литературно-критические работы, самая известная из них – статья о комедии Грибоедова «Горе от ума» «Мильон терзаний».

 

В 1852 году Гончаров принимает участие в кругосветном походе на парусном военном фрегате «Паллада» в качестве секретаря при адмирале Е.В. Путятине. 

Творческим итогом путешествия стало оригинальное документальное произведение «Фрегат “Паллада”».

«Все они связаны одною общею нитью, одною последовательною идеей — перехода от одной эпохи русской жизни, которую я переживал, к другой — и отражением их явлений в моих изображениях, портретах, сценах, мелких явлениях и т. д.» (И. Гончаров).

 

Свои знаменитые три романа сам писатель называл трилогией, подчеркивая единство проблематики и определенную общность системы действующих лиц.

В основании конфликта у Гончарова всегда противостояние героя прагматического, делового склада и далекого от практических забот, тяготящегося жизненной суетой мечтателя, романтика, поэтической души.

Тематика, которая при этом интересует Гончарова, очевидна с самого первого романа – перемещение из старого размеренного мира дворянской усадьбы в новый динамичный мир Петербурга и обратно, а также все метаморфозы, которые способен пережить герой в попытках соединить этот разлом уходящего прошлого и неизбежного будущего.

«Творчество может являться только тогда, когда жизнь установится; с новою, нарождающеюся жизнью оно не ладит, потому что едва народившиеся явления туманны и неустойчивы» (И. Гончаров).

Роман «Обломов» стоит в центре трилогии.

 

Много лет вынашивал писатель дорогой замысел, воплотив в «Обломове» и его герое значительную часть своих размышлений о жизни, собственного духовного мира.

Он даже говорил, что в «Обломове» «писал собственную жизнь и то, что к ней прирастало».

Писатель и себя считал во многом обломовцем: любил, покой, комфорт и спокойную жизнь.

Это, по его мнению, непременные условия счастья, творчества, глубокого постижения бытия.

Квинтэссенцией покоя и спокойствия в творчестве Гончарова явился «Сон Обломова», опубликованный в 1849 году в «сшитом на скорую руку из случайного подручного материала» «Литературном сборнике с иллюстрациями» (приложение к некрасовскому журналу «Современник»), впоследствии вошедший значимой главой в сам роман.

О чем книга?

«Илья Ильич Обломов, помещик и отставной коллежский секретарь, дни напролёт лежит в халате на диване».

Андрей Штольц, энергичный и деятельный молодой человек, напоминая Обломову о его прежних мечтах, пытается его расшевелить.

 

Кроме того, Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую, которая также бросается его «нравственно спасать».

«Пробуждение оказывается недолгим»: после непродолжительного деятельного периода Обломов вновь «под действием какой-то неодолимой силы снова ложится на диван.

Имя этой силы, определенное Штольцем, – «обломовщина», – стало нарицательным».

«Для Штольца Обломов ясен и прост. Для нас с Гончаровым Обломов – тайна» (Петр Вайль, Александр Генис).

 

Что же такое обломовщина?

Не мало копий было сломано по этому поводу.

«Одни критики считали, что это конфликт жаждущего деятельности разума и подавляющей его инертной среды».

Другие, напротив, отмечают в обломовщине общечеловеческие свойства – избегание столкновения с действительностью, неприспособленность к практической жизни.

 

Третьи выделяли психологические аспекты – сознательный отказ от деятельности как жизненная философия. «Есть даже попытки подвести под бездействие Ильи Ильича фольклорные и мифологические основания: описание жизни в Обломовке изобилует сказочными и былинными отсылками и акцентирует характерное для традиционной культуры цикличное представление о жизни, где всякое резкое действие нарушает сложившийся баланс».

 

Роман Гончарова, что примечательно, допускает все эти трактовки. Также все эти трактовки не дают Илье Обломову, как персонажу, однозначно положительной или отрицательной оценки.

«Обломов» в современном медийном пространстве. 

Судьба «Обломова» развилась в точности так, как предсказывали первые критики. «Обломовщина как явление встало в один ряд с донкихотством, донжуанством, гамлетизмом и подобными типологическими конструктами».  

«При жизни писателя начиная с 1861 года появляется двенадцать переводов романа, хотя сам Гончаров, по его словам, не ищет европейского признания. Всего роман переведут на 47 языков – он останется самым известным произведением Гончарова».

Очевидным результатом стало появление многочисленных театральных постановок, по-разному трактующих роман: от классических, как например, это делает московский театр им. Маяковского («Обломов») до нетрадиционной авангардной представленной в Центре драматургии и режиссуры – «Обломоff» (обновленная версия спектакля «Обломoff» по пьесе Михаила Угарова, написанная по мотивам романа Гончарова).

 

Кинематограф в интерпретации «Обломова» оказался несколько скромнее: самая известная картина – «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Н. Михалкова (1979 г.).

Кроме того, стоит обратить внимание на радиоспектакль «Обломов» в исполнении потрясающих артистов театра и кино: Ю. Яковлева и А. Лазарева, Е. Симоновой.

https://teatr.audio/goncharov-ivan-oblomov

 

А если будет интересно познакомиться с научно-популярными изысканиям, то роман «Обломов» отлично дополнит работа Юрия Лощица «Гончаров», созданная в стиле «Жизнь знаменитых людей».

Ну, и за атмосферой помещичьего быта можно отправиться в путешествия по близлежащим дворянским усадьбам и имениям.

 

Итак, книгу Обломов стоит непременно перечитать, если вам интересно:

  1. Понять предпосылки событий сегодняшнего дня.
  2. Узнать: склонен ли был Обломов к прокрастинации.
  3. Обломов – положительный или отрицательный герой?
  4. Можно ли быть счастливым без путешествий, театров и прочей культурной жизни.

Узнать еще больше о романе И.А. Гончарова «Обломов» и, возможно, взглянуть на него под другим углом зрения, можно из записи вебинара нашего «Литературного гида» http://bookconf.ru/litgid2022.

 

 

Источники:

Ульяновский областной краеведческий музей: http//www.uokm.ru/.

Образовательный проект «Полка»: https://polka.academy/articles/515

Портал «Культура РФ»: https://www.culture.ru/events/1813160/44-i-vserossiiskii-goncharovskii-prazdnik

Русская и зарубежная литература. Учебник под ред. проф. В.К. Сигова, М. 2014.

Литературная карта Ульяновской области: http://litmap.uonb.ru/?page_id=690

 

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?