Сегодня на Литературном гиде мы говорим о Федоре Достоевском и его романе "Преступление и наказание".
Редкий писатель или поэт избежал в своей жизни этапа переосмысления важных вопросов, возможно, даже кардинального изменения своих жизненных установок, тем более, когда этому способствуют особенные события. Не исключение и Федор Михайлович Достоевский.
В 1872 году Василий Перов увидел писателя таким: «голова с ее ледяным страданием».
Возможно, художнику и довелось повстречаться с писателем в период его размышлений над жизненными вопросами и запечатлеть душевное состояние в тот момент.
Литературный гид
Федор Достоевский
Отец Достоевского был небогатым дворянином, служил штаб-лекарем Московской Мариинской больницы для бедных, позже приобрел небольшое имение.
Мать – Мария Нечаева – происходила из среды московского купечества.
Хотя семья была небогата, детям старались дать хорошее образование.
Отец сам преподавал им латынь, приходящие учителя – математику, французский язык и русскую словесность.
Позднее Ф.М. Достоевский окончил Военно-инженерное училище в Петербурге. Но служил недолго и вышел в отставку, почувствовав призвание к литературном труду.
На страницах рукописей можно встретить литературные строчки, соседствующие с изображением зданий.
Биографию и творческое наследие Ф.М. Достоевского изучали подробнейшим образом многие исследователи.
Результаты их трудов находили отражение, в частности, и в публицистике, предназначенной для широкого читателя, например, серия «ЖЗЛ».
Необычайно подробное описание жизни писателя, в том числе и его детства, было представлено в новой биографии, подготовленной Людмилой Сараскиной, – «Достоевский».
А к юбилейному году – 200 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского – и для детской аудитории наконец появилась книга о детстве писателя – «Огонь с Божедомки», Ю. Нечипоренко и А. Виноградов.
Громкую славу писателю принес его первый оригинальный роман в письмах «Бедные люди» (1846 г.).
В 1847 году Достоевский увлекся идеями социализма и принял участие в кружке М. Петрашевского.
Здесь обсуждали свободу книгопечатания, реформу судов, освобождение крестьян.
На собрании кружка Федор Достоевский прочитал публике запрещенное письмо Белинского к Гоголю.
В конце апреля 1849 года писателя арестовали, 8 месяцев он провел в Петропавловской крепости. Суд признал его «одним из важнейших преступников за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского» и приговорил к расстрелу.
Однако незадолго до казни петрашевцам смягчили приговор. Федора Достоевского отправили на четырехлетнюю каторгу в Омск, а после – на службу рядовым в Семипалатинск.
Писателя амнистировали в 1856 году, когда прошла коронация Александра II.
Только в 1860 г. Достоевский получил разрешение на возвращение в Петербург.
Опыт каторжника нашел воплощение в книге «Записки из Мертвого дома» (1862 г.).
Повесть носит документальный характер.
Это произведение русской литературы стало одним из первых, рассказывающих о каторге и жизни заключенных, их быте и нравах.
Для современников Достоевского «Записки из Мертвого дома» стали настоящим откровением.
В 1860-ые годы Ф.М. Достоевский работает вместе с братом Михаилом в журналах «Время», «Эпоха». Они обосновывают новое идейно-политическое направление «почвенничество», видя свою цель в единении всех прогрессивных и творческих сил нации на основах самобытной национальной духовности.
В 1867 году Достоевский женился на А.Г. Снаткиной, ставшей на всю оставшуюся жизнь лучшим другом, помощником писателя.
У них было четверо детей. Достоевский постоянно нуждался материально, несколько лет был вынужден жить за границей, скрываясь от кредиторов, заключал кабальные сделки с издателями, не раз пытался поправить свое материальное положение, играя в рулетку.
В 1860–80-х годах Ф.М. Достоевский написал романы, которые потом назвали «великим пятикнижием»: «Преступление и наказание» (1866 г.), «Идиот» (1868 г.), «Бесы» (1872 г.), «Подросток» (1875 г.) и «Братья Карамазовы» (1880 г.).
Роман «Братья Карамазовы», как его называли «житие великого грешника», стал последним произведением Достоевского.
Несколько лет, вплоть до смерти Достоевский издавал уникальный ежемесячный «Дневник писателя», состоявший в основном из написанных им политических, социологических, философских произведений.
Это была трибуна непосредственного общения писателя с широким российским читателем. Многие годы писатель страдал тяжелыми болезнями: эпилепсией, туберкулезом, – что и стало причиной ранней и неожиданной смерти.
Всем известно: классическая литература не устаревает, однако каждое поколение в контексте своего времени осмысляет ее по-своему, внося что-то новое.
Переосмысливаются и личности писателей.
Сегодняшняя тенденция такова, что к художникам слова уже не относятся как к небожителям.
Благодаря интернету они стали ближе к нам. Также обстоит дело и с классиками. Например, с помощью разных художественных форм образ писателя может становится мемом.
В этой связи стоит обратить внимание на книгу А. Никитина «Хармсиниада. Комиксы из жизни писателей».
«Никитин берет классика и делает из него забавного, нелепого, отчасти мультяшного персонажа. И этот персонаж ближе, чем тот, что сурово глядит на портрете».
Кроме того, познакомиться сегодня с бытом писателя и окружавшей его в XIX веке обстановкой можно, посетив музеи Ф.М. Достоевского, открытые в нескольких городах России.
В частности, на сайтах музеев Москвы https://goslitmuz.ru/museums/moskovskij-dom-dostoevskogo/ и Санкт-Петербурга http://md.spb.ru/ доступны виртуальные прогулки по музейным залам.
«Преступление и наказание» (1866 г.). Сам писатель так характеризовал важнейшее идейное основание сюжета и конфликта произведения:
«Это психологический отчет одного преступления…
Молодой человек, исключенный из студентов университета … живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях поддавшись некоторым странным "недоконченным" идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения, совершив убийство и ограбив скверную , вредную, больную старуху, "которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может, сама собой померла бы"».
«Преступление и наказание» первоначально было задумано в форме исповеди Раскольникова, оно вытекает из духовного опыта каторги, «в тяжелую минуту грусти и саморазложения».
Там Достоевский впервые столкнулся с «сильными личностями», стоящими вне морального закона, там началась «переоценка ценностей».
Но в 1859 году этот план так и не был осуществлен. Вынашивание замысла продолжалось шесть лет.
Зато в Висбадене работа пошла очень быстро и в процессе работы замысел произведения усложнился.
Предположительно работу над романом можно разделить на два периода: первый занимает время от сентября 1865 г. – это работа над небольшой повестью «в пять или шесть печатных листов»: в ней рассказ ведется от лица героя.
С самого момента своего возникновения замысел об «идейном убийце» распадался на две части: преступление, его причины и действие преступления на душу преступника.
Повесть называлась «Психологический отчет одного преступления», но фактически этот отчет начинается только после совершения убийства.
Этот замысел в окончательной редакции и отразился на двойном заглавии («Преступление и наказание») и на особенностях композиции: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять – изживанию его преступником.
Замысел психологического анализа преступления, возникший на каторге, конкретизируется только в 1865 году после жестокой журнальной полемики с нигилистами.
Спор помогает автору создать актуальную мотивацию преступления, то есть набросать план первой части.
Убийца – «человек нового поколения», поддавшийся «недоконченным идеям». Герой не вульгарный преступник, а «развитой и даже хороших наклонностей молодой человек».
Если и такой человек «сбивается с толку», то можно себе представить, как разрушительны эти идеи, как «шатки понятия» поколения шестидесятых годов. Раскольников соблазнился утилитарной моралью, выводящей все поведение человека из принципа: разумной пользы.
В итоге, рамки повести Достоевскому становятся тесны.
Он останавливается на «новой форме» – рассказ от автора и сжигает первоначальную редакцию «повести» (ноябрь 1865 года). Так можно выделить второй период работы – он продолжается с декабря 1865 до декабря 1866 года – это работа над романом, написанным от лица автора.
Однако основная идея романа долго была не ясна автору. В черновых тетрадях он постоянно возвращается к вопросу: почему убил Раскольников? – и отвечает на него различно.
Так же и наше, и предшествующее, и последующее поколения имеют различные трактовки романа.
Например, интересно сравнить экранизацию романа с одноименным названием 1969 года (реж. Л. Кулиджанов) и телесериал «Преступление и наказание» (реж. Д. Светозаров), снятый в 2007 году.
Или же постановку Красноярского драматического театра «Преступление и наказание» А. Огарёва и «Р. Р. Р.» – спектакль Ю. Еремина по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в театре имени Моссовета.
Погрузиться в атмосферу Петербурга Достоевского можно, пройдя маршрутом «По следам Преступления и наказания» в Санкт-Петербурге.
Для глубоко анализа романа стоит обратиться к книге К.В. Мочульского «Гоголь, Соловьев, Достоевский».
А узнать еще больше о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно из записи вебинара нашего «Литературного гида».
Источники:
Интернет-портал «Федор Достоевский. Антология жизни и творчества» (большое собрание сборников, исследований, фотографий, иллюстраций и т.п.): https://fedordostoevsky.ru/ .
А. Никитин. Хармсиниада. Комиксы из жизни писателей.
Образовательный проект «Полка»: https://polka.academy/articles/627 .
Официальный сайт Третьяковской галереи: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/portret-f-m-dostoevskogo-1821-1881/ .
Портал «Культура РФ»: https://www.culture.ru/persons/8159/fedor-dostoevskii .
Русская и зарубежная литература. Учебник под ред. проф. В.К. Сигова, М. 2014.