В начале марта стали известны победители премии "Электронная буква". Победителями премии в двух главных номинациях стали "Сквозь огонь" Евгении Овчинниковой (Книга года) и Илья Дементьев (Голом года).
Победителем в спецноминации "Роман взросления" стал Гектор Шульц с произведением "Уроды", о котором мы сегодня и поговорим.
Этот роман написан в основном от лица подростка, чье обучение в старших классах пришлось на конец 90-х. Дефолт 1998 года, безработица, городские районы, где всех делили на "своих" и "чужих". Школа с одноклассниками и учителями, о которых лучше поскорее забыть. Или лучше как раз не забывать?
Премиальное чтение с Ольгой Алексеевой
Гектор Шульц. Уроды
Краткая аннотация
"Конец девяностых глазами ученика одной из неблагополучных провинциальных школ.
Его мысли и заметки об одноклассниках и учителях, записанные в темно-синюю тетрадку.
О людях и «уродах».
О травле и издевательствах, о любви и бедности, о надеждах и мечтах, о жизни в то непростое время.
Конец девяностых глазами изгоя."
Содержит нецензурную брань, возрастной маркер 18+.
Почему интересно читать
Потому что в финале этого произведения у читателя появляется возможность увидеть рефлексию взрослого 30-летнего человека, бывшего изгоя-подростка, от лица которого в основном и рассказана эта история. Да, самое важное автор сконцентрировал ближе к эпилогу, когда герой, оглядывая свою школьную жизнь, понимает ценность своего пути и принимает его. Но, чтобы понять неожиданные выводы героя, необходимо пройти с ним весь путь.
Школьные годы чудесные
1998 год многим взрослым в нашей стране запомнился в основном дефолтом, безработицей и необходимостью выживать в новых экономических условиях. Начинался новый виток передела собственности, общество адаптировалось к новым порядкам и новым нормам поведения. На экраны только-только вышел фильм "Брат" Алексея Балабанова (1997 год), который очень точно отразил дух и настроение того времени. Общество стало полярным, всё больше разделяясь на "людей" и "уродов".
Коснулось это разделение и подростков. Старшеклассники, заканчивающие школу, смотрели в туманное будущее, выбирая между "уйти после 9 класса в ПТУ, на работу, чтобы помогать семье выжить" или "закончить 11 классов и вырваться, попробовать поступить в институт на финансовый или юридический факультет".
Герои этого романа тоже делали свой выбор в девятом классе: и учителя, и ученики. Кто-то приспособился и адаптировался к отведенной роли в школьном обществе, смирился, закрывая глаза на происходящее в классе. Кто-то выбирал независимость, которая дорого стоила, но и ценилась дорого. А кто-то становился изгоем и просто решал терпеть, пока хватало сил, в надежде когда-нибудь забыть обо всем, как о страшном сне.
Вопрос только в том, можно ли про это забыть? И нужно ли про это забывать?
Какие темы и идеи можно обсудить при чтении
Прежде всего, хочу предупредить о содержании в произведении нецензурной брани. Читателю нужно быть готовым к тому, что, фактически, этот роман написан на русском матерном языке. Можно относится к этому по-разному, но, если отнестись как к необходимому стилистическому допущению, можно будет сосредоточиться именно на сюжете.
Обычно мы, как читатели, можем только догадываться о том, что хочет сказать автор, но в книге есть предисловие, в котором он говорит следующее:
"Основной посыл "Уродов" в другом. Способны ли вчерашние уроды, издевавшиеся над теми, кто не мог им ответить, измениться и извиниться перед изгоями. Способны ли они попросить прощения у тех, над кем измывались на протяжении всей учебы. Способны ли они пробудить внутри себя человека, как некоторые из героев книги, или же ситуации, описанные в "Уродах", будут вызывать у них радостный ностальгический смех.
... Я лишь показал, как все было, и призываю взглянуть между строк и найти тот самый посыл, который я пытался вложить в эту историю."
Первая тема – "Нужны ли извинения вчерашним школьным агрессорам и их жертвам?". Способны ли вчерашние школьные агрессоры извиниться перед изгоями? Исходя из сюжета романа, ответ положительный. Да, способны, но не все. Вспомним сцену школьного выпускного в ресторане между Дэном и Котом. Каково ваше мнение: нужны ли эти извинения самому школьному агрессору и его жертве?
Вторая тема – "В чем сила?". Вновь вспомним культовый фильм "Брат" и один из самых узнаваемых диалогов между главным героем фильма, Данилой Багровым, и его братом:
" — А в чём сила, брат?
— А вот в чём! В деньгах вся сила, брат! Деньги правят миром, и тот сильней, у кого их больше."
Как вы думаете, в чем сила каждого из главных персонажей "Уродов": Тёмы, Алёны, Лёни?
Третья тема – "Идеальный учитель - он какой?" В финальной сцене взрослый Артём рассказывает взрослой Алёне:
"Ты будешь смеяться, но я учитель, Алён. Мои ребятишки зовут меня Артём Андреевич и с радостью ходят на мои уроки. Я вожу их на экскурсии, показываю фильмы, мы порой играем в викторины, а на прошлых выходных играли в кабинете информатики в "Spore". Я учитель, но не такой, как Кукушка, как Рыгало или Антрацит...
В моем классе нет уродов и лохов. Есть просто дети. Есть проблемные, есть шумные, есть крикливые... И у каждого из них есть друзья и есть учитель, который поможет, если им станет трудно. Не отвернется, как отворачивались от нас, а действительно поможет."
А каким вы представляете своего идеального учителя?
Для кого произведение
Для читателей от 18 лет
Сайт премии "Электронная буква"
Читать еще в этой рубрике
Премия "Электронная буква", номинация "Роман взросления"
Миа Мара. Огненный стяг. Дом Земли
Альго Мира. Жизнь Галки Бураковой от А до Я
Марина Сычева. Солнце в силках
Светлана Шемена. Когда киты пели