Приглашаю вас обратиться к финалистам номинации "От семи и старше" конкурса "Новая детская книга". Напомню, что в этой номинации на конкурс принимались как реалистические, так и сказочные, фантастические прозаические произведения для детей от 7 до 12 лет.
Сегодня мы поговорим о повести "Про бегемота Бенедикта, который любил печенье" Надежды Толстоуховой, завоевавшей на конкурсе третье место.
Это школьно-семейная история, наполненная московской осенью и магическим реализмом. Читатель познакомится с семьей обычных разумных бегемотов и узнает о том, как они живут среди обычных людей и заводят самых обычных друзей.
Премиальное чтение с Ольгой Алексеевой
Надежда Тлстоухова. Про бегемота Бенедикта, который любил печенье
Краткая аннотация
"В обычной московской квартире живет обычный бегемот Бенедикт семи с половиной лет от роду.
Он ходит в школу и мечтает завести друзей.
Кажется, вот-вот он придумает, как подружиться с одноклассницей Женей, как вдруг получает от нее записку, которая переворачивает все его представления о мире и о себе."
Почему интересно читать
Потому что интересен сам главный герой повести, Бенедикт. По сюжету первоклассник сталкивается с самыми разными жизненными задачами: от конфликта с одноклассницей и нежеланием из-за этого посещать школу, до внезапной потери работы единственным родителем.
Несмотря на серьезность проблем и задач, которые возникают в жизни мальчика, в тексте очень деликатно показаны чувства и эмоции героев, вся повесть наполнена теплотой отношений и мягким светом надежды.
Московская осень
Наступила осень и Бенедикт (Беня) отправляется в обычную московскую школу.
До школы весь его мир – это папа, няня Таня, детская площадка возле дома и друзья, которые дружат с тобой, пока ты играешь с ними на этой самой детской площадке.
А Бенедикт так мечтает о настоящих друзьях! И вот в школе он замечает девочку Женю, с которой, как и с ним самим, знакомиться и дружить никто не спешил. Чем же его заинтересовала Женя?
"...от нее розово пахло шампунем, и сидеть рядом с ней на уроках было приятно. И, если честно, Бенедикту нравилось, что их с Женей парты соприкасаются уголками. «Как будто за руку», — думал он."
Вскоре интерес Бенедикта к девочке заметили и одноклассники, и сама Женя. Одноклассники стали дразнить: "Беня и Женя — жених и невеста! Тили-тили тесто!". Бенедикт только улыбался в ответ, а вот Женя отреагировала совсем неожиданно: она кинула ему на парту обидную записку: "Ты ни челавек а бигимот! Тебья нада выгнать из нашева класа. Я тебья ни лублу!"
А ещё в этот же день папа сообщил, что у него больше нет работы, и практически совсем перестал обращать на сына внимание. С этого момента жизнь Бенедикта перевернулась с ног на голову, и вокруг него стали происходить странные события. Одно появление Котонога из раскраски чего только стоит!
Наладятся ли отношения с папой? Как сложится дальнейшее общение Бенедикта и Жени? Найдет ли Бенедикт себе друзей? Как он сможет взаимодействовать с Котоногом?
Финал истории не обещает того, что всё вернётся обратно, но он дарит огромную надежду на то, что всё будет по-другому и даже ещё лучше, чем было прежде!
Какие темы и идеи можно обсудить при чтении
Так как главный герой повести – первоклассник, произведение будет близко, прежде всего, детям младшего школьного возраста и их родителям.
Первая тема – "Работа со своими эмоциями". В жизни Бенедикта наступил новый важный жизненный этап: начало обучения в школе. Одна из самых обсуждаемых тем в этом возрасте – взаимоотношения с одноклассниками, возникновение первых симпатий и конфликтных ситуаций, обид.
Очень важно научить ребёнка распознавать свои чувства и показать как работать с ними, например, с помощью ведения личного дневника. Бенедикт сам пишет историю своей жизни и рассказывает о самом важном, что с ним произошло, ведь его папа однажды ему сказал:
"Если тебя что-то беспокоит, печалит или злит — напиши об этом. Если что-то радует — тоже напиши. Если запутался в чем-то и не можешь разобраться — напиши тем более".
Как ещё Бенедикт работает со своими эмоциями, когда он злится или когда ему страшно? Какие способы используете вы и ваши дети для снятия психологического напряжения?
Вторая тема – "Как научиться долго дружить". Современный образ жизни, особенно в крупных городах, не способствует естественному зарождению дружбы между детьми. Первые длительные дружеские отношения всё чаще начинают возникать только в начальной школе, поэтому детям очень важно научиться их выстраивать.
Предложите читателям рассмотреть пары героев: "Бенедикт — Женя", "Бенедикт — Мария-Екатерина", "Бенедикт — Котоног". Обсудите для каждой из этих пар:
1. Был ли изначально для этой пары потенциал для возникновения дружбы?
2. Можно ли назвать дружескими отношения в каждой из пар к финалу повести?
Сделайте выводы из обсуждений и ответьте для себя на вопрос: Что нужно для возникновения и развития дружбы?
Третья тема – "Что делать, если ты – разумный бегемот?" Каждый человек — отдельная галактика, а каждая семья — это уникальная вселенная. Мы все разные, но живём в одном большом мире. А если ты совсем не похож на других? Вспомним финал повести, где есть рассуждения на эту тему:
"Вся мировая история говорит о том, что быть не таким, как все — опасно. «Не таких» не любят и избегают, а иногда даже изгоняют или убивают. ... Стать «не таким» очень просто: достаточно чем-нибудь отличаться от тех, кто имеет власть. "
Какую стратегию для жизни среди обычных людей выбрали для себя разумные бегемоты? Как вы думаете, такую стратегию можно назвать успешной?
Бонусная тема для обсуждения взрослым. В повести есть два персонажа, чьи взрослые проблемы чуть не кончаются печально для их детей.
Папа Бенедикта теряет работу, и перспектива потери финансового обеспечения для себя и сына вызывает у него состояние полной фрустрации. Мама Марии-Екатерины, по её же собственному признанию, не справляется со своей семейной ситуацией: "Не вывожу, не тяну, рвусь, понимаешь?"
Как можно объяснить ребёнку подобные состояния у родителей? Что можно порекомендовать ребёнку, если он узнает в одном из персонажей своего родителя?
Для кого произведение
Для читателей младшего школьного возраста
Сайт конкурса "Новая детская книга"
Читать еще в этой рубрике
Конкурс "Новая детская книга", номинация "От семи и старше"
Мария Евсеева. Мы все не из картона
Маръа Малми. Несусветные из Кайвокселы
Светлана Потапова. Восстание Спартачка