Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Премиальное чтение с Ольгой Алексеевой: Про бегемота Бенедикта, который любил печенье

Опубликовано 19.03.2023

Приглашаю вас обратиться к финалистам номинации "От семи и старше" конкурса "Новая детская книга". Напомню, что в этой номинации на конкурс принимались как реалистические, так и сказочные, фантастические прозаические произведения для детей от 7 до 12 лет.

Сегодня мы поговорим о повести "Про бегемота Бенедикта, который любил печенье" Надежды Толстоуховой, завоевавшей на конкурсе третье место.

Это школьно-семейная история, наполненная московской осенью и магическим реализмом. Читатель познакомится с семьей обычных разумных бегемотов и узнает о том, как они живут среди обычных людей и заводят самых обычных друзей.

Премиальное чтение с Ольгой Алексеевой

Надежда Тлстоухова. Про бегемота Бенедикта, который любил печенье

 

Краткая аннотация

"В обычной московской квартире живет обычный бегемот Бенедикт семи с половиной лет от роду.

Он ходит в школу и мечтает завести друзей.

Кажется, вот-вот он придумает, как подружиться с одноклассницей Женей, как вдруг получает от нее записку, которая переворачивает все его представления о мире и о себе."

 

Почему интересно читать

Потому что интересен сам главный герой повести, Бенедикт. По сюжету первоклассник сталкивается с самыми разными жизненными задачами: от конфликта с одноклассницей и нежеланием из-за этого посещать школу, до внезапной потери работы единственным родителем.

Несмотря на серьезность проблем и задач, которые возникают в жизни мальчика, в тексте очень деликатно показаны чувства и эмоции героев, вся повесть наполнена теплотой отношений и мягким светом надежды.

 

Московская осень

Наступила осень и Бенедикт (Беня) отправляется в обычную московскую школу. 

До школы весь его мир  это папа, няня Таня, детская площадка возле дома и друзья, которые дружат с тобой, пока ты играешь с ними на этой самой детской площадке.

А Бенедикт так мечтает о настоящих друзьях! И вот в школе он замечает девочку Женю, с которой, как и с ним самим, знакомиться и дружить никто не спешил. Чем же его заинтересовала Женя? 

"...от нее розово пахло шампунем, и сидеть рядом с ней на уроках было приятно. И, если честно, Бенедикту нравилось, что их с Женей парты соприкасаются уголками. «Как будто за руку», — думал он."

Вскоре интерес Бенедикта к девочке заметили и одноклассники, и сама Женя. Одноклассники стали дразнить: "Беня и Женя — жених и невеста! Тили-тили тесто!". Бенедикт только улыбался в ответ, а вот Женя отреагировала совсем неожиданно: она кинула ему на парту обидную записку: "Ты ни челавек а бигимот! Тебья нада выгнать из нашева класа. Я тебья ни лублу!

А ещё в этот же день папа сообщил, что у него больше нет работы, и практически совсем перестал обращать на сына внимание. С этого момента жизнь Бенедикта перевернулась с ног на голову, и вокруг него стали происходить странные события. Одно появление Котонога из раскраски чего только стоит! 

Наладятся ли отношения с папой? Как сложится дальнейшее общение Бенедикта и Жени? Найдет ли Бенедикт себе друзей? Как он сможет взаимодействовать с Котоногом?   

 

Финал истории не обещает того, что всё вернётся обратно, но он дарит огромную надежду на то, что всё будет по-другому и даже ещё лучше, чем было прежде!

 

Какие темы и идеи можно обсудить при чтении

Так как главный герой повести  первоклассник, произведение будет близко, прежде всего, детям младшего школьного возраста и их родителям.  

Первая тема – "Работа со своими эмоциями". В жизни Бенедикта наступил новый важный жизненный этап: начало обучения в школе. Одна из самых обсуждаемых тем в этом возрасте – взаимоотношения с одноклассниками, возникновение первых симпатий и конфликтных ситуаций, обид.

Очень важно научить ребёнка распознавать свои чувства и показать как работать с ними, например, с помощью ведения личного дневника. Бенедикт сам пишет историю своей жизни и рассказывает о самом важном, что с ним произошло, ведь его папа однажды ему сказал:

"Если тебя что-то беспокоит, печалит или злит — напиши об этом. Если что-то радует — тоже напиши. Если запутался в чем-то и не можешь разобраться — напиши тем более".

Как ещё Бенедикт работает со своими эмоциями, когда он злится или когда ему страшно? Какие способы используете вы и ваши дети для снятия психологического напряжения? 

Вторая тема – "Как научиться долго дружить". Современный образ жизни, особенно в крупных городах, не способствует естественному зарождению дружбы между детьми. Первые длительные дружеские отношения всё чаще начинают возникать только в начальной школе, поэтому детям очень важно научиться их выстраивать. 

Предложите читателям рассмотреть пары героев: "Бенедикт — Женя", "Бенедикт — Мария-Екатерина", "Бенедикт — Котоног". Обсудите для каждой из этих пар:

1. Был ли изначально для этой пары потенциал для возникновения дружбы? 

2. Можно ли назвать дружескими отношения в каждой из пар к финалу повести?

Сделайте выводы из обсуждений и ответьте для себя на вопрос: Что нужно для возникновения и развития дружбы? 

Третья тема – "Что делать, если ты – разумный бегемот?" Каждый человек — отдельная галактика, а каждая семья — это уникальная вселенная. Мы все разные, но живём в одном большом мире.  А если ты совсем не похож на других? Вспомним финал повести, где есть рассуждения на эту тему:

"Вся мировая история говорит о том, что быть не таким, как все — опасно. «Не таких» не любят и избегают, а иногда даже изгоняют или убивают. ... Стать «не таким» очень просто: достаточно чем-нибудь отличаться от тех, кто имеет власть. "

Какую стратегию для жизни среди обычных людей выбрали для себя разумные бегемоты? Как вы думаете, такую стратегию можно назвать успешной?

Бонусная тема для обсуждения взрослым. В повести есть два персонажа, чьи взрослые проблемы чуть не кончаются печально для их детей.

Папа Бенедикта теряет работу, и перспектива потери финансового обеспечения для себя и сына вызывает у него состояние полной фрустрации. Мама Марии-Екатерины, по её же собственному признанию, не справляется со своей семейной ситуацией: "Не вывожу, не тяну, рвусь, понимаешь?"  

Как можно объяснить ребёнку подобные состояния у родителей? Что можно порекомендовать ребёнку, если он узнает в одном из персонажей своего родителя? 

 

Для кого произведение

Для читателей младшего школьного возраста

 

Сайт конкурса "Новая детская книга" 

 

Читать еще в этой рубрике

Конкурс "Новая детская книга", номинация "От семи и старше"

Мария Евсеева. Мы все не из картона 

Маръа Малми. Несусветные из Кайвокселы 

Светлана Потапова. Восстание Спартачка 

 

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?