Сегодня среда, поэтому вас ждёт новый выпуск нашей литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской.
В этом выпуске литературной мастерской мы продолжим говорить о том, как легко и достоверно написать о чувствах персонажа и расскажем о:
* 10 базовых эмоциях по Кэрролу Изарда
* "Колесе эмоций" Роберта Плутчека
* Дневнике наблюдений за текстом.
А также о том, что нужно понять и на какие вопросы ответить, чтобы чувства героев получились настоящими.
Литературная мастерская
Штампы vs Эмоции
часть II
Как легко и достоверно написать о чувствах персонажа
Совет № 3. Поиграй с чувствами
По классификации американского психолога Кэррола Изарда существует десять базовых эмоций: две положительных (интерес и удовольствие), одна нейтральная (удивление) и семь отрицательных (отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина и страх).
Попробуй понять:
а) при каких условиях твой персонаж может испытать все эти эмоции; один герой может любить собак, а другой их бояться, а потому при появлении большой овчарки они испытают совсем разные чувства
б) как он их выразит; один от испуга начинают визжать, другие, наоборот, в такой ситуации говорят очень тихим, слабым голосом
в) какие последствия это может повлечь; например, герой, поругавшись с другим героем, сперва испытает гнев, а потом, почувствовав вину, пойдет мириться. Или не пойдет, потому что он гордый.
Совет № 4. Гадаем на «ромашке»
Посмотри на картинку — это так называемое «Колесо эмоций» (иногда его еще называют «ромашкой»). Эту схему в 1979 году придумал американский психолог Роберт Плутчек, работая над адаптационной теорией эмоций. Плутчек изучал механизмы страха и тревоги, искал способы ими управлять, а заодно прдумал схему, которой теперь пользуются не только психологи, но и актеры, драматурги, прозаики, танцоры, художники, учителя и филологи.
Это — спектр эмоций человека. В центре расположены самые яркие эмоции, которые управляют нами, по краям — слабые, которые нам легче всего контролировать.
Прежде, чем заставить героя «замереть от восторга» или «почернеть от горя», определи силу его эмоций. А заодно поищи толкование понятий.
Задание.Попробуй угадать, что такое «внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия, веселого настроения и счастья»? Это радость.
А как можно назвать отрицательную эмоцию, которая «выражается в отсутствии интереса к окружающему миру, другим людям и делам»? Это скука.
Согласно Википедии, с точки зрения психологов:
Ужас — состояние человека под влиянием сильного испуга. Его отличительные черты — оцепенение и дрожь.
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.
Тревога — ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия.
Эти состояния схожи, но, согласись, ужас куда сильнее тревоги и причины для его появления тоже должны быть очень сильными. Разумеется, твой герой вправе испытать абсолютный ужас при виде живого таракана и легкую тревогу вблизи извергающегося вулкана или в разгар сильнейшего наводнения. И такая реакция нам скажет о персонаже очень многое.
Реакция героя на то или иное событие — это одна из его важнейших характеристик и зачастую двигатель сюжета.
Ведь именно любопытство заставило Буратино сменять азбуку на билет в кукольный театр, а страх сделал Питера Петтигрю — предателем, по вине которого погибли Лили и Джеймс Поттеры.
NB: Посмотри мультфильм «Головоломка» (“Inside out”, 2015 год). Его главные герои — это эмоции, живущие в душе одиннадцатилетней школьницы Райли. Именно Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость отвечают за множество поступков Райли, а так же за все ее счастливые и грустные воспоминания.
Совет № 5. Заведи дневник наблюдений за текстом
Перечти книгу, которая тебе нравится. Попробуй понять мотивацию персонажей, то, как они выражают свои переживания и какие поступки совершают под влиянием тех или иных чувств. Попробуй ответить на такие вопросы:
1. «Когда я читал про …, то испытывал ...». На месте первого троеточия подставь описание того эпизода, который вызвал у тебя самые сильные эмоции. На месте второго — подставь описание своих эмоций.
2. «Когда герой (совершал) …, он испытывал ...». Впиши то действие героя, которое считаешь нужным. Поищи в тексте описание переживаний героя. Обрати внимание на то, какие приемы использует автор. Описывает ли он эмоции персонажа в подробностях или какой-то ремаркой дает понять, насколько тому сейчас хорошо, плохо, страшно или радостно.
3. Попробуй ответить на второй вопрос, описав поведение и эмоции героев своего текста. Подумай, не стоит ли что-нибудь поменять в тексте, чтобы эмоции были более яркими, а их описание — оригинальным?
Читать также по теме "Литературная мастерская"