Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Подписаться на нашу рассылку

 

Литературная мастерская: Штампы vs Эмоции (часть II)

Опубликовано 13.02.2019

Сегодня среда, поэтому вас ждёт новый выпуск нашей литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В этом выпуске литературной мастерской мы продолжим говорить о том, как легко и достоверно написать о чувствах персонажа и расскажем о:

* 10 базовых эмоциях по Кэрролу Изарда

* "Колесе эмоций" Роберта Плутчека

* Дневнике наблюдений за текстом.

А также о том, что нужно понять и на какие вопросы ответить, чтобы чувства героев получились настоящими.

Литературная мастерская

Штампы vs Эмоции

часть II

Как легко и достоверно написать о чувствах персонажа

 

Совет № 3. Поиграй с чувствами

По классификации американского психолога Кэррола Изарда существует десять базовых эмоций: две положительных (интерес и удовольствие), одна нейтральная (удивление) и семь отрицательных (отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина и страх).

Попробуй понять:

а) при каких условиях твой персонаж может испытать все эти эмоции; один герой может любить собак, а другой их бояться, а потому при появлении большой овчарки они испытают совсем разные чувства

б) как он их выразит; один от испуга начинают визжать, другие, наоборот, в такой ситуации говорят очень тихим, слабым голосом

в) какие последствия это может повлечь; например, герой, поругавшись с другим героем, сперва испытает гнев, а потом, почувствовав вину, пойдет мириться. Или не пойдет, потому что он гордый.

 

Совет № 4. Гадаем на «ромашке»

Посмотри на картинку — это так называемое «Колесо эмоций» (иногда его еще называют «ромашкой»). Эту схему в 1979 году придумал американский психолог Роберт Плутчек, работая над адаптационной теорией эмоций. Плутчек изучал механизмы страха и тревоги, искал способы ими управлять, а заодно прдумал схему, которой теперь пользуются не только психологи, но и актеры, драматурги, прозаики, танцоры, художники, учителя и филологи.

 

Это — спектр эмоций человека. В центре расположены самые яркие эмоции, которые управляют нами, по краям — слабые, которые нам легче всего контролировать.

Прежде, чем заставить героя «замереть от восторга» или «почернеть от горя», определи силу его эмоций. А заодно поищи толкование понятий.

Задание.Попробуй угадать, что такое «внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия, веселого настроения и счастья»? Это радость.

А как можно назвать отрицательную эмоцию, которая «выражается в отсутствии интереса  к окружающему миру, другим людям и делам»? Это скука.

 

Согласно Википедии, с точки зрения психологов:

Ужас — состояние человека под влиянием сильного испуга. Его отличительные черты — оцепенение и дрожь.

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.

Тревога — ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия.

Эти состояния схожи, но, согласись, ужас куда сильнее тревоги и причины для его появления тоже должны быть очень сильными. Разумеется, твой герой вправе испытать абсолютный ужас при виде живого таракана и легкую тревогу вблизи извергающегося вулкана или в разгар сильнейшего наводнения. И такая реакция нам скажет о персонаже очень многое.

Реакция героя на то или иное событие — это одна из его важнейших характеристик и зачастую двигатель сюжета.

Ведь именно любопытство заставило Буратино сменять азбуку на билет в кукольный театр, а страх сделал Питера Петтигрю — предателем, по вине которого погибли Лили и Джеймс Поттеры.

 

NB: Посмотри мультфильм «Головоломка» (“Inside out”, 2015 год). Его главные герои — это эмоции, живущие в душе одиннадцатилетней школьницы Райли. Именно Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость отвечают за множество поступков Райли, а так же за все ее счастливые и грустные воспоминания.

 

Совет № 5. Заведи дневник наблюдений за текстом

Перечти книгу, которая тебе нравится. Попробуй понять мотивацию персонажей, то, как они  выражают свои переживания и какие поступки совершают под влиянием тех или иных чувств. Попробуй ответить на такие вопросы:

1. «Когда я читал про …, то испытывал ...». На месте первого троеточия подставь описание того эпизода, который вызвал у тебя самые сильные эмоции. На месте второго — подставь описание своих эмоций.

2. «Когда герой (совершал) …, он испытывал ...». Впиши то действие героя, которое считаешь нужным. Поищи в тексте описание переживаний героя. Обрати внимание на то, какие приемы использует автор. Описывает ли он эмоции персонажа в подробностях или какой-то ремаркой дает понять, насколько тому сейчас хорошо, плохо, страшно или радостно.

3. Попробуй ответить на второй вопрос, описав поведение и эмоции героев своего текста. Подумай, не стоит ли что-нибудь поменять в тексте, чтобы эмоции были более яркими, а их описание — оригинальным?

 

 

Читать также по теме "Литературная мастерская"

Штампы v.s. Эмоции (часть I)

Литературные игры 

Проза под ёлочкой 

Плагиат или аллюзия?

Как вы пишете?

Фантастический текст. Создаем авторскую вселенную 

Имя для героя

Пишем фантастический рассказ. Советы эксперта 

Пишем фантастический рассказ 

Художественные приёмы 

Образ рассказчика. Образ автора 

Как победить на конкурсе читательских отзывов? 

8 самых распространенных ошибок начинающих авторов 

Что делать, если твой текст совсем не похож на запланированный? 

Литературные конкурсы: о победителях и не-проигравших!

Литературные конкурсы: советы новичку

Литературные штампы

Где писателю брать идеи?

Литературные игры 

Пишем тексты о животных 

Почему начинающим авторам бывает полезно писать фанфики

Как правильно давать речевые, психологические и внешние характеристики персонажей 

Как не бросить работу над текстом 

Композиция текста. Её типы 

Что такое "композиция теста" и из чего она состоит 

Что такое сюжет и почему без него не обойтись 

Обсуждение текста: когда и кому нужна критика   

Советы писателям школьного возраста