Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Подписаться на нашу рассылку

 

Литературная мастерская: Литературные игры

Опубликовано 16.01.2019

Сегодня среда, поэтому вас ждёт новый выпуск нашей литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В прошлом году в нашей мастерской мы уже рассказывали о самых известных литературных играх — о биномке, «ошибке типографии» и о «гадании на эпиграфе».

Сегодня речь пойдет о других развлечениях для прозаиков и поэтов. Все они позволяют не только весело и творчески провести время. С помощью этих игр можно обрести некоторые навыки, необходимые любому писателю, как начинающему, так и опытному.

Литературная мастерская

Литературные игры

 

Игра № 4

Название: «Буриме»

Суть: Само слово «буриме» — французское.  «Bouts-rimes» переводится как «зарифмованные концы».  Участникам игры предлагается написать стихи с использованием определенных рифм.

Например, на одном из занятий в нашей литературной студии мы писали буриме по рифмам из стихотворения Пушкина «Зимний вечер»: кружка-старушка, шутя-дитя, кроет-воет, девица-синица.

Иногда, чтобы игралось веселее, рифмы для буриме берут из нескольких разных текстов или же несколько игроков предлагают их одновременно. Получиться может как веселая рифмованная чепуха, так и вполне серьезные стихи.

Между прочим, в буриме играют не первое столетие. Игра появилась во Франции еще в семнадцатом веке и сперва развлекались ей не дети, а взрослые завсегдатаи литературных салонов. В России эта игра тоже пользовалась огромной популярностью. Так сто лет назад известные прозаики, поэты и художники играли в буриме на даче Корнея Ивановича Чуковского, а он заносил самые интересные экземпляры получившихся стихов в свой рукописный альманах, который назывался «Чукоккала».

Прочитать про игру в буриме можно, например в повести Владимира Киселева «Девочка и птицелет», там главная героиня, школьница Оля играет в эту игру со своим отчимом — известным журналистом. Правда сама игра называется почему-то «типография»

Почему это полезно: Игра в буриме развивает фантазию, помогает понять, что любой текст, даже тот, что сейчас считается классическим, когда-то зарождался, выдумывался. Именно после игры в буриме у некоторых писателей школьного возраста появляется иное, личное отношение к текстам, входящим в учебную программу по литературе.

Тем, кто никогда не писал стихи или плохо рифмует, буриме помогает попробовать сделать это в первый раз. Ведь все рифмы уже подобраны, осталось лишь придумать историю.

 

 

Игра № 5

Название: «Бестолковый словарь»

Суть: Толковый словарь известен всем — в нем дается точное определение тому или иному предмету или явлению.

В «Бестолковом словаре» у всех слов появляется новое, шуточное значение, например:

котельная — отель для котов

бойкот — бойцовый кот

коряга — Баба-Яга, больная корью.

Примеры, которые я привела, придумали четверть века назад ребята из детской литературной студии «ЖИЗАЛЬМО». А ученики нашей литературной студии недавно давали новое толкование слову «ластик»:

- маленький ласт;

- ласточка, страдающая икотой;

- ласточка-мальчик;

- тюлененок.

Для «Бестолкового словаря» лучше всего подобрать сразу несколько слов, пять-семь. Лучше, чтобы их предлагали разные игроки. 

Не каждое слово удается интересно переиначить, но мы это понимаем только по ходу игры. Поэтому лучше набрать определений с запасом, взять слова позаковыристей. Настоящий толковый словарь, бумажный или виртуальный, в этом отлично поможет. Как показывает практика, прекрасный материал для «бестолкового словаря» поставляют реальные задачники и учебники, особенно по биологии и химии. Но лучше использовать пособия по разным предметам.  Да, и еще: если ты не знаешь настоящего значения какого-то слова, его стоит уточнить не до, а после игры, это может помешать выдумке.

Почему это полезно: Игра развивает стилистическое чутье, показывает, как слово может звучать, какие ассоциации вызывать. С помощью «бестолкового словаря» становится понятно, как работают разные средства художественной выразительности, и как возникает метафора —  сравнение одного предмета с другим на основе их общих признаков.

 

 

Игра № 6

Название: «Последняя фраза»

Суть: Все игроки одновременно придумывают фразу, которой мог бы закончиться рассказ или роман, название которому тоже придумывается заранее.

Иногда, чтобы усложнить игру, озвучивают не только название никогда не существовавшего текста, но и его жанр. Если жанр и название определяют два игрока, может получиться забавно. Ну сами попробуйте написать последнюю фразу мистического триллера, который мог бы называться «Приключение бабочки и ее друзей»? А чем мог закончиться любовный роман под названием «Свежая кровь»? А каким будет финал сентиментальной драмы «Последний оборотень Запределья»? Некоторые так увлекаются, что пишут не последнюю фразу, а весь последний абзац целиком. Заранее обговорите — допустимо ли это в вашем случае.

Игра в «последнюю фразу» стала набирать популярность десять лет назад, после выхода книги Макса Фрая «Идеальный роман». Это книга состоит исключительно из названий и последних абзацев никогда не существовавших книг. «Идеальный роман» можно использовать для игры, выбирая оттуда жанры или названия.

Почему это полезно: Помогает придумывать новые сюжеты и хорошие названия для собственных текстов, осознать, почему последняя фраза имеет такое большое значение. Учит писать динамичнее, выразительнее и при этом короче.

 

 

Техническое примечание:

До начала любой игры заранее оговорите сроки написания — обычно игрокам требуется 10-15 минут, чтобы написать буриме, а для «бестолкового словаря»  и «последней фразы» времени нужно еще  меньше.  

Если вы играете вживую, то свои варианты лучше зачитывать по кругу, по или против часовой стрелки. Если играете в сети, на скорость, то стоит заранее согласовать очередность, например, выкладывать в общий чат свои варианты по алфавиту: первой свой текст показывает Алена, за ней Вася, потом Данила и тд.

Если же вы играете удаленно, то заранее обговорите время выкладки (например «сегодня в 17:00 по московскому времени») и попросите всех не выкладывать готовые истории до этого момента. В противном случае кто-то может нечаянно вдохновиться чужой работой или решить «у меня не получится так хорошо, как у Алены, чего я буду писать». Выкладывать стоит даже то, что вам самим кажется не очень удачным. Главное — чтобы оно не было обидным. 

Про другие литературные игры мы еще обязательно расскажем, а играть вместе с нами можно, записавшись к нам в литературную студию.

 

Записаться в онлайн литературную студию  

 

 

Читать также по теме "Литературная мастерская"

Проза под ёлочкой 

Плагиат или аллюзия?

Как вы пишете?

Фантастический текст. Создаем авторскую вселенную 

Имя для героя

Пишем фантастический рассказ. Советы эксперта 

Пишем фантастический рассказ 

Художественные приёмы 

Образ рассказчика. Образ автора 

Как победить на конкурсе читательских отзывов? 

8 самых распространенных ошибок начинающих авторов 

Что делать, если твой текст совсем не похож на запланированный? 

Литературные конкурсы: о победителях и не-проигравших!

Литературные конкурсы: советы новичку

Литературные штампы

Где писателю брать идеи?

Литературные игры 

Пишем тексты о животных 

Почему начинающим авторам бывает полезно писать фанфики

Как правильно давать речевые, психологические и внешние характеристики персонажей 

Как не бросить работу над текстом 

Композиция текста. Её типы 

Что такое "композиция теста" и из чего она состоит 

Что такое сюжет и почему без него не обойтись 

Обсуждение текста: когда и кому нужна критика   

Советы писателям школьного возраста