Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Подписаться на нашу рассылку

 
 

Книжные иллюстраторы: Валерий Дмитрюк

Опубликовано 03.11.2020

03 ноября исполнилось 80 лет со дня рождения художника-иллюстратора Валерия Андреевича Дмитрюка.

Его иллюстрации к книгам Некрасова А. С. «Приключения капитана Врунгеля», Носова Н. Н. «Приключения Незнайки и его друзей», Остера Г. Б. «Петька-микроб»; Родари Дж. «Пестрые сказки» считаются классическими и любимы многими поколениями читателей.

Будущий мастер появился на свет и провёл своё детство и юность в городе Горьком (Нижнем Новгороде).

Юноша отличался завидной активностью. Художником-карикатуристом он преподнёс себя во всех возможных конкурсах, а сразу после школы ещё городских и  областных газетах, журналах. Перед поступлением в Московский Полиграфический институт успел поработать  оформителем «многотиражки» авиационного завода им. С. Орджоникидзе, где всю жизнь лётчиком трудился его отец. 

Знакомимся с иллюстрациями знаменитого мастера!

Книжные иллюстраторы

Валерий Дмитрюк

 

По окончании института жизнь Валерия Андреевича была больше связана с Москвой, периодическими детскими и взрослыми изданиями.

Нельзя сказать, что Дмитрюка за что-то гнобили.

Этот человек всегда умел «заплывать за буйки». Когда его спрашивают об иллюстрации, то он до сегодняшнего дня убеждён, что лучше подхода, чем журнальный, для детей, подростков просто не существует.

Просто он видит любое произведение сквозь призму раскадровки, которую делал в те времена, когда и не принято было слишком серьёзно воспринимать журналы.

Стаж работы огромен. Без малого 20 лет - главный художник  журнала «Детская литература», входил в редакционную  коллегию. На постоянной основе сотрудничал с детскими журналами: «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Колобок».

Для взрослых – карикатурист «Крокодила». В перестройку много чего успел сделать. Был такой журнал «Кукумбер», так Дмитрюк просто пришёл туда и сказал, что хотел бы сотрудничать.

Его никогда не пугало, что платят мало. Надо отметить, что он и сейчас может взять и подарить свой быстрый шарж кому- то на пляже во время отдыха. Соавтор и составитель, подборщик и дизайнер этапного издания, посвящённого иллюстраторам, «Художники советской детской книги». В годы перестройки отмечался, как лучший художник года. В журнале «Огонёк» совместно с Григорием Остером придумал рубрику «Детский угол».

Что ещё нужно отметить? Валерий Андреевич: художник-постановщик нескольких анимационных фильмов на студии «Экран» Центрального ТВ; автор десяти диафильмов. Но по большому счёту он концептуалист, воплощающий идеи в жизнь. Сотрудничал не только с издательствами, но и с Большим Театром, МХАТом и Новой Оперой. Даже концепты журналов придумывал.

 

 

Кадры из диафильма "Антониорроблес. Доктор Ягуар". Художник Валерий Дмитрюк. 

Москва, "Диафильм". 1985 год

 

О престиже: Участник престижного проекта: разворот иллюстраций в книге «Век русского книжного искусства 1900 – 2000 гг.».

Разработка концепции, формирование программы, фирменного стиля в ряде вновь образованных издательств и журналов.

Член Союза художников СССР. Член Союза журналистов СССР.

За иллюстрации к «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина отмечен серебряной медалью Академии художеств России. Награждён медалью Союза художников «За заслуги в развитии изобразительного искусства».

Широко известен, как автор иллюстраций  к книге Некрасова А. С. «Приключения капитана Врунгеля».

В одном интервью сказал, что мультфильм ему нравится больше, чем любые его иллюстрации.

Пока книжку делает, то любит персонажей, всё получается быстро и лаконично. Закончил рисовать серию - забыл, разлюбил и не вспоминает.

 

  Обложка и иллюстрации к книге Андрея Некрасова "Приключения капитана Врунгеля", издательство "Малыш" (2016)

 

Проиллюстрировал книжки: Носова Н. Н. «Приключения Незнайки и его друзей»; Остера Г. Б. «Петька-микроб»; Родари Дж. «Пестрые сказки».

О молодых иллюстраторах отзывается скупо и нелестно. Говорит, что порой кто-то нравится, но часто начинают «звездить» и прекращают видеть текст, который для иллюстратора должен быть первой скрипкой, солистом, а художник всего лишь аккомпанирует писателю.

Не любит так же слишком сделанных иллюстраций, по его мнению, важно, чтобы видно было первое впечатление. Это в некотором роде альбомный стиль подачи.   

 

  Обложка и иллюстрации к книге Григория Кружкова "Сэр Бом Вдребезги", издательство "Нигма" (2018)

 

Отношение Дмитрюка к детской книжной иллюстрации определено его довольно точным высказыванием:

«Я считаю, что детская книга должна раздвигать границы мира и возмущать в ребенке дух фантазии, часто робкий, задавленный, должна спровоцировать его на творчество и соучастие.»

 

  Обложка и иллюстрации к книге Александра Введенского "Кто?", издательство "Книжный дом Анастасии Орловой" (2021) 

 

Да, Валерию Андреевичу 80 лет, а он решает вопросы такого порядка, как: переезжать ли им с супругой из подмосковных Снегирей в столицу; если брать заказ, то точно короткий; куда поехать в отпуск (увлекается дайвингом) и непременно по скайпу пообщаться со своими эмигрировавшими друзьями.

Им казалось, что платят иллюстраторам мало, уехали. У него другие приоритеты. Лет 40 приблизительно увлекается тантрическими учениями ОШО, считая, что если его и было за что привлекать лет 35 тому назад, то за вот это, а не за раскадровки детских журналов, чтобы они были динамичными, как книжка.

 

Приятного и полезного чтения :)

 

 

Источники

https://aria-art.ru/0/A/Antoniorrobles.%20Doktor%20Jaguar%20(V.%20Dmitrjuk)/1.html 

https://ast.ru 

http://cartoonia.ru 

 

Читать ещё по теме "Книжные Иллюстраторы"

Книжные иллюстраторы: Леонид Владимирский 

Книжные иллюстраторы: Алексей Пахомов 

Книжные иллюстраторы: Марина Успенская  

Книжные иллюстраторы: Виктор Чижиков