Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Подписаться на нашу рассылку

 
 

Книжные иллюстраторы: Марина Успенская

Опубликовано 18.06.2020

18 июня исполняется 95 лет со дня рождения художника-иллюстратора Марины Евгеньевны Успенской.

Марина Евгеньевна Успенская приобрела широкую известность благодаря иллюстрациям к классическим русским сказкам.

С 1956 года, и до конца 1960-х она сотрудничала с журналом "Мурзилка". У неё всегда был свой, легко узнаваемый стиль. Она любила цветной карандаш, с которым не расставалась ни в метро вечером, ни на представлении балета. 

Многим читателям с детства знакомы книжные иллюстрации Марины Евгеньевны: С. Л. Прокофьева "Маша и Ойка", Бажов П. П. "Серебряное копытце", Квитко Л. М. "Лошадка", Е. Благинина "Наш дедушка" и др.

Сегодня мы выбрали три наши самые любимые книги с иллюстрациями Марины Евгеньевны Успенской:

"Снегурочка", Аксаков С. Т. "Аленький цветочек", Бажов П. П. "Серебряное копытце".

Рассказываем о них и любуемся работами мастера! 

Книжные иллюстраторы

Марина Успенская

 

Снегурочка

Чаще всего художники, иллюстрирующие эту сказку, рисуют Снегурочку не похожей на остальных персонажей - миловидной, обязательно белолицей и синеглазой. Она иная, особая, настоящий "снежный ребёнок".

Марина Успенская выбрала совершенно другой путь. Попробуйте догадайтесь по её рисункам 1955 года, какая из девочек - Снегурочка!

Успенская сделала акцент на совершенно других моментах истории - повседневной жизни деревни и смене времён года. Художница на иллюстрациях, эскизах и сохранившихся вариантах рисунков подробно изобразила детские игры и забавы, ежедневные сельские заботы.

В финале сказки волшебная девочка как бы растворилась в созданном Мариной Успенской мире, превратилась в неотъемлемую часть круговорота природы.

Иллюстрации к книге "Снегурочка", издательство "Речь" (2016)

 

 

 

Павел Бажов. Серебряное копытце

В 1952 году молодой художнице Марине Успенской, недавно получившей диплом художественного института имени В. И. Сурикова и приступившей к работе над своей первой книгой, необычайно повезло: ей досталась сказка, точнее, сказ — "Серебряное копытце" Павла Бажова.  

Иллюстрации 1952 года Марина Успенская создала в выразительной, реалистической манере, от которой довольно быстро отошла. Через двадцать лет она придумает совершенно другую книгу "Серебряное копытце" — экспрессивную, угловатую, с локальными бело-синими цветами. 

Казалось бы, Марина Успенская пошла по проторённому пути — создала несколько рисунков, проиллюстрировав ключевые события сказа. Но, вглядевшись в рисунки внимательнее, понимаешь, что история, рассказанная художницей, не просто пошаговое следование сюжету.

В каждой иллюстрации заложено сразу несколько уровней смысла. Для Успенской сказ Бажова — это и великолепные русские пейзажи: таёжная деревенька, просыпающаяся в предрассветной дымке; лес — осенний, невероятно яркий, багряно-золотой, и зимний — белый до насыщенной синевы, почти осязаемо похрустывающий…

Это и множество бытовых мелочей: украшенная росписью русская печь, тканые половики, шапка из вяленой шерсти на голове старика Коковани. И выразительные портреты каждого персонажа, данные несколькими деталями: широко раскрытые глаза доверчивой Дарёнки, разбегающиеся лучики морщинок добродушного Коковани, хвостик-запятая упрямой кошки Мурёнки. 

Козлик Серебряное копытце - в иллюстрациях Марины Успенской робкое, ранимое, трогательное волшебное существо. Не каждому он показывается, но кто ему приглянётся, с тем он поиграет и камнями самоцветными одарит…

 

Иллюстрации к книге "Серебряное копытце", издательство "Речь" (2016)

  

 

 

Сергей Аксаков. Аленький цветочек 

В течение многих лет творчества менялась её любимая графическая техника: тушь, акварель, гуашь, цветной карандаш.  

Менялась цветовая гамма рисунков: в нежные чистые тона всё активнее врывались экспрессивный красный и оранжевый. Менялся стиль: от живописных жанровых сцен — к лаконичным, почти символическим композициям. 

1953 год. Для иллюстраций к "Аленькому цветочку" Марина Успенская использовала насыщенные и густые цветовые оттенки, ставшие её визитной карточкой.

Особенность данных иллюстраций состоит в том, что встречи с "лесным зверем, чудом морским" не  происходит. Марина Успенская предоставила возможность читателю самому создать этот образ в своем воображении.  

 

Иллюстрации к книге "Аленький цветочек", издательство "Речь" (2015) 

 

 

 

Приятного и полезного чтения :)

 

 

 

 

Источники

https://fantlab.ru/ 

https://www.labirint.ru/ 

http://rech-deti.ru/ 

https://red-balls.livejournal.com/103256.html