Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Кино & Литература: "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Опубликовано 07.11.2018

07 ноября исполнилось 115 лет со дня рождения русского актера Георгия Францевича Милляра, хорошо известного зрителям по ролям в кинофильмах: "Василиса Прекрасная", "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Марья-искусница", "Огонь, вода и… медные трубы" и др.

Сегодня мы поговорим о фильме и о книге "Вечера на хуторе близ Диканьки".

"Вечера на хуторе близ Диканьки" - это первая книга Николая Васильевича Гоголя. Действие произведения свободно переносится из XIX века ("Сорочинская ярмарка") в XVII ("Вечер накануне Ивана Купала"), а затем в XVIII ("Майская ночь, или Утопленница", "Пропавшая грамота", "Ночь перед Рождеством") и вновь в XVII ("Страшная месть"), и опять в XIX ("Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка"). Окольцовывают обе книги рассказы деда дьяка Фомы Григорьевича, который своей жизнью как бы соединяет прошлое и настоящее, быль и небыль.  

Кино & Литература

"Вечера на хуторе близ Диканьки"

Георгий Милляр 

Георгий Милляр (1903-1993) – выдающийся русский актер театра и кино. Милляр родился в Москве, в семье французского инженера-мостостроителя Франца де Мильё и дочери иркутского золотопромышленника Елизаветы Журавлевой.

Детство будущего актера проходило в роскоши в окружении гувернанток-француженок, в изучении иностранных языков, знакомстве с литературой и музыкой. После революции 1917 года Георгий Милляр сменил фамилию, чтобы не выдавать своего аристократического происхождения.

Любовь к искусству и театру Милляру с детства привила его тетя – артистка театра. Театральная карьера актера началась с работы бутафором в геленджикском театре. Дебют состоялся неожиданно в 1920 году. Главная героиня спектакля «Золушка» заболела, и Милляру предложили ее заменить.

Кинокарьера Георгия Милляра началась с некоторых эпизодических ролей. В 1938 году Милляр сыграл роль царя Гороха в экранизации сказки «По щучьему велению». После этой картины режиссер Александр Роу практически сразу получил заказ на новую сказку.

С этого момента между актером и режиссером завязалась крепкая дружба. Александр Роу снимал Георгия Милляра во всех своих картинах.

Яркий, темпераментный актер, Милляр был настоящим мастером буффонады и гротеска. Его необычный голос, старческий, скрипящий и местами переходящий в утробное урчание и сопение, идеально подходил для озвучивания отрицательных сказочных персонажей.

 «Сказочные образы – моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую…»

Образы сказочных злодеев в исполнении Георгия Миллера получались скорее даже комичными, чем страшными, но яркими и всегда узнаваемыми. В драматических  или более серьезных ролях   актеру так и не довелось сыграть, хотя режиссеры охотно с ним сотрудничали и постоянно задействовали Милляра во второстепенных или эпизодических ролях.

Благодаря своему голосу и актерскому таланту Георгий Милляр снялся в 30 ролях знаменитого режиссера сказочных фильмов Александра Роу: «Морозко», «По щучьему велению», «Василиса Прекрасная», «Кощей бессмертный», «Конек-Горбунок», «Огонь, вода и медные трубы», «Марья-искуссница», «Пятнадцатилетний капитан», «Майская ночь, или Утопленница», «Белый пудель»,  «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В 1961 году Александр Роу снял киносказку по мотивам бессмертного произведения Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», где Георгий Милляр сыграл роль черта.

Краткое содержание книги

«Вечера на хуторе близ Диканьки» - цикл мистических историй, услышанных старым пасечником во время посиделок в своем хуторе.

Цикл включает 8 повестей: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место» и «Ночь перед Рождеством».

Именно повесть «Ночь перед Рождеством легла в основу фильма-сказки «Вечера на хуторе близ Диканьки».

На кануне Рождества кузнец Вакула заглянул к своей ненаглядной красавице Оксане, дочери зажиточного и ленивого казака Чуба. Собираясь на колядки, капризная Оксана увидела на одной из своих подружек новые черевички. Кузнец обещает достать Оксане черевички, которые носит сама царица.

Красавица клянется, что если у нее будут такие черевички, то она выйдет за него замуж. А между тем ведьма Солоха, мать Вакулы, принимает к себе гостей (черта, сельского голову, Чуба и дьяка), пряча их, чтобы они друг с другом не столкнулись, в мешки из под угля.

Кузнец, возвратившись домой, выносит все мешки на улицу и, захватив мешок с чертом, отправляется к колдуну, чтобы выполнить условия Оксаны.

Черт пытается заключить с Вакулой контракт, но кузнец легко подчиняет нечистого своей воле и заставляет его лететь в Санкт-Петербург к самой царице. Кузнецу удается достать заветные черевички.

Вернувшись домой, Вакула просит у Чуба руки его дочери, но Оксана и без черевичек уже готова выйти за храброго кузнеца.

Экранизация книги

Цветной полнометражный фильм-сказка Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Ночь перед Рождеством) был снят в марте 1961 года в Москве на киностудии имени М. Горького.

Зимние съемки проходили в Мурманской области под Кировом, где для этого был построен украинский хутор. Местные жители были задействованы для массовых съемок. 15 декабря того же года в местном ДК прошел первый показ фильма.

Официальный премьерный показ киносказки состоялся 8 января 1962 года.

Съемочная группа

Режиссер: Александр Роу

Автор сценария: Александр Роу

Оператор: Дмитрий Суренский

Композитор: Аркадий Филиппенко

Художник: Александр Дихтяр

В главных ролях:

Юрий Тавров (Вакула)

Людмила Мызникова (дочь Чуба, красавица Оксана)

Людмила Хитяева (Солоха)

Георгий Милляр (черт/ одна из сплетниц)

Александр Хвыля (Чуб)

Сергей Мартинсон (дьяк)

Анатолий Кубацкий (кум Панас)

Александр Радунский (сельский голова)

На съемочной площадке

* Когда Александр Роу решил экранизировать «Ночь перед Рождеством», то режиссер услышал от советских киночиновников категорическое «нет». Пришлось дать фильму название всего цикла рассказов Н. Гоголя, чтобы его пропустила цензура.

* Померзнуть пришлось всем. Массовку заставляли постоянно играть в снежки и кататься на санях, чтобы не замерзли. Черту (Георгию Милляру) пришлось померзнуть больше всех, а ведь тогда актеру было уже 58 лет!

* 19-летняя Людмила Мызникова пробовалась на совершенно другую роль на киностудии Довженко, где ее случайно заметил Роу. «Ко мне  подбежал какой-то человек и закричал: "Вот моя Оксана!"», — вспоминает актриса.

* Перед съемкой роли Солохи Людмила Хитяева сломала нос и готова была отказаться от участия в фильме, но Роу даже обрадовался внезапно появившейся горбинке на носу актрисы и продолжил съемки.

* Солоха и черт отлично ладили и общались как в кадре, так и вне съемок. Оба актера любили устраивать посиделки и распевать  украинские песни в перерывах между работой.

 

 

Источники

https://24smi.org/

https://www.kinopoisk.ru/

http://back-in-ussr.com/